Серия «Гендерные исследования» издательства «Новое литературное обозрение» традиционно радует своей основательностью и научным подходом. Но даже в этой серии нечасто случается, что выходит в свет абсолютная классика, пусть и современная. К этому парадоксально у разделу следует отнести работу американской феминистки Сильвии Федеричи [Sylvia Federici] «Патриархат заработной платы. Заметки о Марксе, гендере и феминизме» [Patriarchy of The Wage: Notes on Marx, Gender, and Feminism] (2022).
Федеричи родилась в Парме в 1942 военном году, в семье преподавателя философии. Парма считается одним из важнейших центров антифашистского сопротивления. Но Федеричи утверждает, что её родители в сопротивления не участвовали, хотя известно, что отец задерживался военным патрулем. Когда союзники начали бомбить город, семья бежала из города в страшной спешке. Отец в буквальном смысле слова обувь потерял, приехал в деревню к родственникам босой. Маленькая Сильвия и её сестра выросли на ферме, в идиллическом окружении добродушных домашних животных. Грандиозные академические успехи обеспечили им поступление в Пармский университет.
Надо заметить, что постмуссолиниевское итальянское общество, по мнению Федеричи, было проникнуто безнадежным женоненавистничеством. Профессора, особенно старой школы, относились к студенткам скептически, свысока. Семья требовала соблюдения патриархальных ритуалов, регулярного посещения церкви эт цетера. Любимый человек мучил сценами беспричинной ревности. Хотелось покинуть Италию и решить все проблемы одним махом. Стажировка в Эдинбурге в 1966 году помогла наладить общение с американскими студентами, которые усердно рекламировали университет Буффало там, мол, программа по философии отличная. Сказано - сделано, Федеричи подала документы, ее приняли, и в 1967 году она оказалась в США законченной бунтаркой. Ширилось движение против войны во Вьетнаме, гремели афроамериканские протесты в Лос-Анджелесе, было к чему себя применить.
Наиболее известная книга Сильвии Федеричи - конечно, «Калибан и ведьма», посвящённая ведовским процессам позднего Средневековья. Книга есть на русском, в сообществе был пост о ней:
https://fem-books.livejournal.com/1867522.html. Написано очень увлекательно. Авторка не боится вступать в дискуссию с самим Марксом. Как известно, взгляды основоположника на женский вопрос отличались своеобразием... Небезынтересны для отечественной читательницы будут и работы по вопросу женского неоплачиваемого труда. Федеричи много лет участвовала в международном движении за компенсацию репродуктивного труда «Зарплата за домашнюю работу» [Wages for housework].
Из интервью: ... для феминистского движения концентрация на организации вокруг рабочего места стала стратегической ошибкой.
Я, конечно, не имею ввиду то, что женщины не должны были стать наёмными работницами. Но всё это выглядит совсем иначе, когда становится политической стратегией. В Соединенных Штатах это означало, что борьба в вопросе воспроизводства была заброшена. Вся борьба была нацелена на создание женских организаций с целью получения равной оплаты за равный труд. Но что же произошло? Мы присоединились к рабочей силе, но не смогли поменять характер организации труда. Например, очень мало рабочих мест, где каким-либо образом учтён уход за детьми. Мы не изменили организацию своей работы, потому что мы стали рабочей силой с позиции слабых. Борьба в сфере воспроизводства вместо всего этого могла бы привести к политической рекомпозиции среди женщин. Но к середине 70-х борьба в сфере воспроизводства была заброшена, по крайней мере, в Соединенных Штатах. Феминистское движение настолько боялось подорвать свое требование о равенстве, что даже не боролось за декретные отпуска. И как результат: в настоящий момент их нет в США. Мы должны были бороться по всем направлениям. Когда же дело дошло до Верховного суда, многие феминистки не хотели вступать в это противостояние, потому как считали, что, если просить о "привилегиях", то нельзя просить о равенстве. Они не видели того, что декретный отпуск -- никакая не привилегия: мы не должны притворяться мужчинами для того, чтобы к нам относились, как к людям.
Убежденная антимилитаристка, Сильвия Федеричи в 2022 году наряду с другими феминистками выразила солидарность с Феминистским антивоенным движением (тоже наверняка иноагенты какие-нибудь).
Интервью (рус.):
https://avtonom.org/news/borba-i-zhizn-intervyu-s-silviey-federichiИнтервью (англ.):
https://www.thewhitereview.org/feature/interview-with-silvia-federici/Фрагмент книги:
https://www.nlobooks.ru/books/gendernye_issledovaniya/26376/ Аннотация: Возрождение интереса к работам Карла Маркса на фоне социальных и экономических потрясений начала XXI века стало поводом для переосмысления и развития ряда классических марксистских концепций с позиций феминистской критики. Опираясь на марксистскую теорию и методологию как исследовательский базис, Сильвия Федеричи предлагает обратить внимание на гендерные вопросы, недостаточно разработанные немецким философом. В центре внимания Федеричи - проблема неоплачиваемого женского труда, ставшего в конце XIX - начале XX века, по ее мнению, одним из столпов капитализма. Появление семьи, основанной на женском домашнем труде, заложило основы нового неформального договора между полами и нового порядка, который автор называет патриархатом заработной платы. Исследовательница показывает, что классовая борьба может вестись и внутри самого пролетариата, когда мужчины соглашаются занимать внутри семьи (и более широкого сообщества) позицию представителей государства по отношению к женщинам. Сильвия Федеричи - американская ученая, преподавательница и активистка, почетный профессор Университета Хофстра.