Нерегулярная рубрика «спрашивайте - отвечаем» пополняется от случая к случаю, и чаще всего вопросы задаются по поводу очень печальных событий. Что прочесть о Нагорном Карабахе/Арцахе женского авторства и с феминистской оптикой? Могу посоветовать исследования Норы Робертовны Шахназарян, особенно «В тесных объятиях традиции: патриархат и война» [Алетейя, серия «Гендерные исследования», 2011]. Г-жа Шахназарян является так называемой иноагенткой, чему совершенно не прниходится удивляться.
В сети можно найти исследование Н.Р. Шахназарян «Даёшь новый быт? Советская гендерная культура, государственный феминизм и эмансипация женщин: опыт Нагорного Карабаха/НКАО»:
https://feminism-boell.org/sites/default/files/2021-01/Nonna%20Shahnazaryan-Russian.pdf . Книга посвящена Карабаху в СССР, однако огромный интерес представляют и вступительные главы, описывающие пережитки прошлого, с которыми пришлось бороться буревестникам прогресса.
Невестка, то есть жена сына, имеющая детей, как и сам муж, называются всеми, в том числе их детьми, просто
по имени (принижение статуса посредством номинации); мать этого сына, являющуюся одновременно свекровью для его жены (невестки) все члены семьи называют «мама», хотя она не является биологической матерью (наоборот, повышение статуса через номинацию). Свекровь свекрови зовут «старшая мама» (mec mama); свекровь «старшей мамы», если она жива, - самым почетным и авторитетным термином айя (aya).Так самая старшая в роду женщина приобретает с годами и самый высокий статус относительно других женщин и молодых мужчин.
Мы нередко читаем о гнёте свекрови в консервативных семействах старинного уклада. Вспомним фигуру Кабанихи у Островского. Но представьте себе, что над Кабанихой есть некоторая сверх-Кабаниха, свекровь свекрови, а над той, в свою очередь, сверх-сверх-Кабаниха, свекровь свекрови свекрови. Карабахская женщина неукоснительно носила платок молчания-ирестзаскан, вела замкнутый и подчёркнуто скромный образ жизни. Но от патриархальной идиллии, которую любят изображать поклонники националистических идеологий, карабахский дореволюционный уклад отдичался существенно. Неурожаи и голод сформировали специфическую культуру инфантицида, описываемую через эвфемизм «оставить ребёнка под корытом». Чаще всего под корытом оставались новорожденные девочки... История из семейного быта:
Через некоторое время после свадьбы родился ребенок. Это хорошо. Но ребенок - девочка, а это уже плохо. Все в семье расстроились. Это был 1910 г. Девочку назвали Арфеня*. <…> Через два года Такуи родила еще одну девочку. Семья возмутилась такому безобразию. Положение Такуи в семье изменилось в худшую сторону. Её стали гнобить. Особенно старалась свекровь, тем более что она была мачехой Мухану, а по совместительству - одной из его любовниц. Свекор Аванес мало был дома, он был работяга. А вот свекровь мучила невестку, даже била её. Однажды она так ударила невестку по голове металлическим кувшином (долча) при мытье головы, что после этого та стала припадочной. <…> Такуи забеременела в третий раз, она твердо решила, что если родится девочка, она её задушит. Поэтому когда начались родовые схватки, Такуи пошла в хлев рожать (была зима 1914 г.) Родился мальчик… Такуи увидела, что младенец мужского пола, сделала всё, что надо, положила ребенка в фартук (фартук в деревне - обязательный атрибут женской одежды), принесла ребенка домой и сказала:
- Вот ваш мальчик, как вы хотели.
Полное имя - Арфеник [Примечание Майоровой]
Советские эмансипационные конструкты, какие бы они ни были и как бы ограниченно и плоско ни интерпретировались, были для Такуи и Арфеник спасением. Арфеня, или Апо (переменила имя из принципа, потому что оказалась неправа в споре), прожила долгую жизнь, получила несколько профессий, регулярно выезжала верхом, эпатируя старомодно настроенных односельчан. От её истории просто не оторваться. Как роман хороший. И то же можно сказать о монографии «В тесных объятиях традиции», посвящённой женщинам, для которых военные действия на территории малой Родины стали путём травматичного и трагичного высвобождения из этих самых тесных объятий... Из
интервью Н.Р. Шахназарян:
Примеры женщин-воинов, которые я анализировала, показали, что обычно на войну шли женщины, у которых был перед этим конфликт с традиционным обществом, например, разведенные. Каким-то образом так получилось, что они противопоставили себя обществу и пойти на войну было их единственным способом реабилитации и в собственных глазах, и в глазах семьи, в глазах Родины. Они выбирали доминирующей идентичность «армянки», а не «женщины»: национальная идея выглядит сильнее так называемого материнского мышления. Однако зачастую, как видно, это стратегия для маргиналов.
На мой взгляд, на примере женщин-воинов можно увидеть, что во время войны произошел прорыв в отношениях между мужчинами и женщинами, правда, речь идет о немногочисленных, избранных женщинах. На публичном уровне эти женщины могли пренебречь этикетом и на равных шутить с «посторонними» мужчинами, а ведь такое трудно представить себе в мирное время.
Но, как водится, после войны надобность в воительницах и героинях отпала, и их стали воспринимать как выскочек, которым место в маргинальной среде, нередко среди люмпенов. Примечательно, кстати, что большим признанием и почетом после войны пользовались женщины, которые «не выпали» из своих гендерных ролей, например, пекли хлеб для солдат на постах днем и ночью.
Статьи Н.Р. Шахназарян в сборнике:
https://studfile.net/preview/16493950/