Ещё одни любимые женские мемуары!
Екатерина Федоровна Юнге, урожденная графиня Толстая (1843-1913). Дочь известного художника Фёдора Толстого.
Она первая художница в России, получившая профессиональное образование. Преподавала в Строгановском училище, создала в Киеве первую бесплатную школу рисования для девочек.
"Воспоминания", написанные Екатериной как цельное произведение, занимают примерно половину книги, посвящены только детству и юности. Замечательное произведение, прекрасный слог!
Она много и с восхищением пишет про отца, судя по всему, он действительно был очень одаренным, искренним и внутренне свободным человеком (даже выдерживал гипнотизирующий страшный взгляд Николая Павловича!). Дочери с удовольствием проводили время в его мастерской, полной всяческих редкостей, художественных артефактов, античных слепков и т.д. Как бы отец ни был занят, он всегда ненадолго отрывался от работы, чтобы пообщаться с ними и поцеловать.
Мать...ну такая типичная мать 19 века, вела светский образ жизни. Екатерина про нее пишет мало, ее воспитывали любящие тетя и гувернантка. Позднее отношения с матерью так и не наладились.
Подробно описан дом, интересная планировка, парадная зала с античными статуями, широкая лестница с хорами. Артистические развлечения: маскарады в средневековом стиле, вечера с цветом отечественной интеллигенции. В общем, читаешь и завидуешь. Кстати, в целом образ жизни в семье довольно скромный, стол и наряды излишествами не отличаются.
Ложка дегтя в бочке меда: судьба тети, сестры матери. Она занята воспитанием Кати, никто даже и не подумает пригласить ее принять участие в праздниках или озаботиться устройством ее личной жизни. Своей комнаты у нее тоже нет, ютится где-то у сундука. Очень напомнило судьбу Сони из "Войны и мира".
Екатерина получает прекрасное домашнее образование, рисовать начинает с детства. По настоянию матери, отсутствуют два предмета: математика и Закон божий, т.к. математика развивает ненужную девочке практичность, а для познания бога лучше всего читать Евангелие.
Интересно читать про взросление, подростковые переживания, развитие мемуаристки, она точно фиксирует трудноуловимые вещи, на которые мало кто обращает внимание.
Много описаний заграничного путешествия, особенно Италии, и особенно Рима. Люблю Италию, мне эта часть ужасно понравилась.
Прежде карнавал имел значение - тут выбирались невесты, завязывались знакомства, влюбленные могли свободно видеться: все двери, все квартиры были для всех отперты, все превращалось в один общий, шумный праздник. Меня поражало количество цветов, которое было погублено за эти дни. Эта роскошь букетов была бы восхитительна, если б и тут не примешивалось варварство: на букетах часто были привязаны живые птицы, трепетавшие разноцветными крыльями. Их с букетами бросали на высокие балконы, до которых они редко долетали и падали на землю, где делались добычей дравшихся из-за них уличных мальчишек.
Все, что только напоминало итальянские национальные цвета, было строго запрещено, поэтому ко всем букетам, составленным из красных и белых камелий с зелеными листьями, были присоединены желтые цветочки. Мы с сестрой начали выбирать из гуляющих молодых итальянцев. Возьмешь из высоких корзин, наполнявших нашу ложу, букетик фиалок и бросишь в избранного, чтобы обратить его внимание, затем выберешь красную и белую камелию с зеленью, перевьешь ниткой и бросишь ему. Если он папист, он с презрением отшвырнет цветы и пройдет мимо, если же патриот, то ласково улыбнется, тут же купит у мальчика большой букет, тщательно вырвет из него желтые цветы и бросит или подаст в ложу.
Во всю масленичную неделю, где бы вы не встретились с карнавальным знакомым, он будет разговаривать, идти с вами; но раз карнавал кончился, временный знакомый делается чужим и поклониться вам на улице считал бы непозволительной дерзостью.
Воспоминания обрываются на самом интересном месте: любовь и свадьба с известным офтальмологом Эдвардом Юнге. К сожалению, после рождения четырех сыновей супруги разошлись. Муж уехал основывать и развивать курортное местечко Коктебель, хозяйство у него вела новая гражданская жена...
После смерти мужа Екатерина часто жила в Коктебеле с сыновьями, очень любила рисовать крымские розы. Дружила с семьей Волошина, но к декадентскому искусству относилась иронически.
Другие разделы книги понравились меньше...складывается впечатление, что составители выхватывали из архива случайные кусочки по своему вкусу, и больше всего им нравятся воспоминания и переписка, связанные со знаменитостями. Но про Толстого и Достоевского и так полно материалов, хотелось бы про саму мемуаристку почитать вообще-то.
Кроме случайного принципа составления, не понравились поверхностные и недостаточные комментарии и то, что иллюстраций маловато.
Вообще от этой книги (как и от мемуаров Веры Харузиной) такое чувство, что мы очень мало знаем о нашей культуре, о замечательных людях, не понимаем каких-то самых основ нормальной "досоветской" жизни. Многое утрачено, многое не опубликовано или опубликовано жалкими обрывками. Почти все не усвоено и не вошло в культурный код и культурный обиход.
А уж о замечательных женщинах нашей страны мы вообще знаем самые крохи! Какие-то ракушечки, выброшенные на берег океана, по которым пытаемся что-то реконструировать...
Правда, есть и в других разделах увлекательное чтение, например, рассказ о том, как Екатерина встретилась и помирилась с мужем перед его смертью (чему всячески мешали их общие друзья). Или жуткие устные воспоминания Поленова о восстании на Пресне в 1905.
И еще очень понравился рассказ Екатерины про кошку, называется "Марья Ивановна" (давно нужен тег коты или 40_кошек).
По-моему, это первый развернутый котообраз в русской литературе (1906), задолго до кошек Тэффи, купринской Ю-ю и булгаковского Бегемота.
Послушать можно здесь:
https://knigavuhe.org/book/marja-ivanovna/