Про феминистические достижения анимации в СССР сообщество книгу анонсировало, а что же кинематограф? Киноведение не отстаёт, этой осенью «Новое литературное обозрение» нам предложит новые увлекательные монографии в серии «Гендерные исследования»:
.
1.Рэйчел Морли [Rachel Morley]
«Изображая женственность. Женщина как артистка в раннем русском кино» [Performing Femininity: woman as performer in early Russian cinema] (London, 2017)
Перевод Ирины Марголиной
Аннотация: Героинями российского кинематографа 1908-1918 годов на удивление часто становились представительницы сценических видов искусств. В первую очередь это связано с историческим контекстом эпохи: исполнительские искусства представляли одну из важнейших сфер, в которой женщины могли выйти за пределы положенного им социального пространства дома и обрести публичную профессию. Американская исследовательница Рэйчел Морли в своей книге обращается к разным ипостасям этого образа - певице, танцовщице, «тангистке», балерине, и, наконец, актрисе. Реконструируя культурный ландшафт того времени, Морли стремится понять, как репрезентация творческих женщин в кино была связана с разными этапами развития самого киноискусства. Автор рассматривает разные подходы к изображению артисток и находит в них отражение режиссерских экспериментов с художественными и техническими возможностями фильма, а также поиска нового киноязыка. Рэйчел Морли - специалист по раннему русскому и советскому кино, преподает русский кинематограф и культуру в Школе славянских и восточноевропейских исследований Университетского колледжа Лондона (UCL SSEES).
2. Светлана Смагина
«Новая женщина в кинематографе×переходных исторических периодов»
ISBN 978-5-4448-1993-7
Аннотация: Большие социальные преобразования XX века в России и Европе неизменно вели к пересмотру устоявшихся гендерных конвенций. Именно в эти периоды в культуре появлялись так называемые новые женщины - персонажи, в которых отражались ценности прогрессивной части общества и надежды на еще большую женскую эмансипацию. Светлана Смагина в своей книге выдвигает концепцию, что общественные изменения репрезентируются в кино именно через таких персонажей, и подробно анализирует образы новых женщин в национальном кинематографе скандинавских стран, Германии, Франции и России. Автор демонстрирует, как со временем героини, ранее не вписывавшиеся в патриархальную систему координат и занимавшие маргинальное место в обществе, становятся рупорами революционных идей и новых феминистских ценностей. В центре внимания исследовательницы - три исторических периода, принципиально изменивших развитие не только России в ХX веке, но и западных стран: начавшиеся в 1917 году революционные преобразования (включая своего рода подготовительный дореволюционный период), изменение общественной формации после 1991 года в России, а также период молодежных волнений 1960‑х годов в Европе. Светлана Смагина - доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Аналитического отдела Научно-исследовательского центра кинообразования и экранных искусств ВГИК.
Интервью С. Смагиной:
https://www.kommersant.ru/doc/6053360Главы из книги:
https://polit.ru/article/2023/06/08/ps_smagina/https://www.forbes.ru/forbes-woman/491086-i-bog-sozdal-zensinu-kak-kino-otrazalo-poavlenie-novyh-francuzenok