Издательство, конечно, именуется «Манн, Иванов и Фербер», но мифологическую серию явно делали с оглядкой на аббревиатуру МИФ. Книги этой серии обладают поистине мифологической особенностью: чудесным образом умножаются на полках. Не успеешь, к примеру, приобрести, прочесть и пару раз перечитать
«Румынские мифы. От вырколаков и фараонок до Мумы Пэдурий и Дракулы» Наталии Осояну, как уже Татьяна Валентиновна Муравьёва, сотрудница Государственного исторического музея, приглашает на экскурсию по сказкам и преданиям Поволжья: от Волчьего владыки до культа змей и Птицы счастья. Конечно, нельзя объять необъятное, «Мифы Поволжья» представляют собой скорее введение, первую тропинку в бескрайние взаимопроникающие миры.
Начинается путешествие с марийцев и марийского специфического двоеверия:
В марийском краеведческом музее меня восхищали многочисленные, великолепные фотографии марийских языческих молений, и я удивлялся, как удалось до революции провести такие съемки. Но мой друг, марийский писатель и историк Ким Васин, объяснил, что эти съёмки - послереволюционные. «Как объявили после революции, что теперь свобода, - рассказывал он, - то у нас поняли ее в том смысле, что теперь можно не ходить в церковь, и все стали открыто посещать молитвенные рощи. Вот тогда и были сделаны эти фотографии». Все это Ким Кириллович знал очень хорошо, он говорил, что его дед был картом - марийским жрецом, и в доверительных разговорах признавался, что гордится своим происхождением из рода национального марийского священства».
Кого этот раздел заинтересует, могу порекомендовать марийские сказки в пересказе Вл. Муравьёва. Недавно как раз переиздание вышло, Подойдёт для чтения детям, тогда как Т.В. Муравьёва бережно сохраняет особенности речи сказителей и сказительниц: А бог Юмо ей отвечает: “Комиссия так решила, я ничего не могу изменить”... Ну, раз комиссия, куда там владыке вселенной!
Далее у нас в программе мифы и сказания удмуртов, обильно иллюстрированные материалами из краеведческого музея имени Кузебая Герда:
Смерть Донды Батыра. С. Мельчукова.
И закончатся наши финно-угорские штудии в землях мордвы-эрзя и мордвы-мокша. Невероятно, но факт: первым учёным, исследовавшим и систематизировавшим в меру развития тогдашней науки мордовскую мифологию был П.И. Мельников-Печёрский. Вы уже читали «В лесах» и «На горах»? «Очерки мордвы» ждут вас!
Мордовский национальный костюм. Иллюстрация к книге П.С. Палласа, первооткрывателя манулов.
Чувашская мифология - вот это для меня оказалось ослепительно ново и увлекательно от первого до последнего слова. Согласно древнейшим чувашским мифам о сотворении мира, у Вселенной не было творца, она возникла сама собой... Или вот такая сказка о происхождении хвойных и лиственных деревьев:
В незапамятные времена листва с деревьев не опадала круглый год. Однажды осенью, когда птицы собирались улетать в теплые края, одна птичка повредила крыло и не смогла улететь вместе со всеми. Кое-как доковыляла она до леса и стала искать дерево, на котором могла бы перезимовать. Но ни дуб, ни береза, ни ветла не захотели дать ей приют в своей листве, и только елка пожалела птичку и пустила ее на свои мохнатые ветки. Рядом с елкой росли сосна и можжевельник. Им тоже стало жалко птичку, сосна взялась заслонять ее от холодных ветров, а можжевельник - кормить своими ягодами.
Однажды ночью разгулялась в лесу буря. Начал ветер срывать листья и с дуба, и с березы, и с ветлы. Налетел было и на елку с сосной, и на можжевельник, но его остановил Дедушка Мороз и строго-настрого запретил трогать деревья, пожалевшие маленькую птичку. Поэтому ель, сосна и можжевельник стали вечнозелеными, а остальные деревья осенью теряют свою листву.
Татарские и башкирские мифы тоже весьма захватывающие, но тут хоть не так плавать пришлось: «Урал-батыра» и про змея Зиланта всё-таки в детстве читала. Приятно удивило обилие в легендах сильных женских персонажей.
Монисто из музея истории денег.
И вот наконец мы в калмыцких степях. Бурхан Багши (так в фольклоре называют Будду), почитание звёзд, героический эпос «Джангар» и создания народной фантазии:
Неизвестный автор «Мифическое животное», нач. XVII в. Национальный музей Республики Калмыкия имени Н. Н. Пальмова
Гарантированно будет интересно. А впереди нас ждут «История магии» М.В. Голубевой (я уже её «Главное в истории цвета» рекламировала, не помните?) и «Морские мифы» Наталии Осояну. Очень жду.