Ведь в долгом и медленном времени живут вещи, которые позволяют времени быть сшитым, которые обеспечивают глубину
У меня всё детство было ощущение, что у моей семьи нет прошлого. Бабушка сознательно отказалась от всех родных, переехала очень далеко и никогда не рассказывала ничего, что было до её учёбы в МГУ. Более или менее подробно она начала рассказывать о своей жизни уже после инсульта, в последние несколько лет, и я не могу не думать: сколько всего я никогда не узнаю. Эта фраза про глубину идеально описывает моё личное отношение к прошлому. Оно видится чужим, не принадлежащим мне, потому что "там" нет "нас", нет никаких корней и преемственности. Есть бабушка, которую советское государство выучило и сделало успешной самодостаточной женщиной. Ни крестьянское сословие, ни литературная традиция не имеют к ней никакого отношения.
Я отдаю себе отчёт, что говорю крамольную вещь, особенно с точки зрения некоторой парадигмы "психотерапии", но от любого наследства должно быть право отказаться! Будь оно материальное, будь духовное -- нет общего закона, обязывающего в это наследство вступать и влачить его груз до могильной доски, после чего заботливо передать всю дребедень предков в руки потомков. С другой стороны, не будь происхождение вашей бабушки незамутнённо и безукоризненно крестьянским, советская власть вряд ли стала бы выучивать и выводить в люди.
Вот и я такая же. Моя бабушка вообще ничего не рассказывала о своей жизни (и честно говоря, не так много со мной и братом общалась). Вспоминала в основном жизнь "на Кругленькой" - десять лет после войны в качестве хозяйки дома до смерти мужа. Какие-то клочки воспоминаний пошли уже практически перед смертью; несколько каких-то семейных мифов, в чьей правдивости я сомневаюсь, знаю в изложении родителей. О деде фактически знаю только то, что был, пару фотографий да орден Красного знамени. Другая бабушка умерла в моем младенчестве, а остальные родственники по той ветви далеко. Тоже несколько семейных мифов, и все.
Вот! Мифы. Это было. Баечки. В которых примерно двадцать процентов правды. Про деда я тоже знала только, что был. Недавно вот узнала, что у них были внебрачные отношения где-то на целине, что их пытались поженить комсомольским давлением, но бабушка сама была против - а особенно была против семья деда, какие-то московские пафосные товарищи. По отцу я вообще ничего не знаю, кстати. Кроме того факта, что он за сорок лет ни разу мной не поинтересовался)
У меня всё детство было ощущение, что у моей семьи нет прошлого. Бабушка сознательно отказалась от всех родных, переехала очень далеко и никогда не рассказывала ничего, что было до её учёбы в МГУ. Более или менее подробно она начала рассказывать о своей жизни уже после инсульта, в последние несколько лет, и я не могу не думать: сколько всего я никогда не узнаю. Эта фраза про глубину идеально описывает моё личное отношение к прошлому. Оно видится чужим, не принадлежащим мне, потому что "там" нет "нас", нет никаких корней и преемственности. Есть бабушка, которую советское государство выучило и сделало успешной самодостаточной женщиной. Ни крестьянское сословие, ни литературная традиция не имеют к ней никакого отношения.
Reply
Reply
Reply
Другая бабушка умерла в моем младенчестве, а остальные родственники по той ветви далеко. Тоже несколько семейных мифов, и все.
Reply
Про деда я тоже знала только, что был. Недавно вот узнала, что у них были внебрачные отношения где-то на целине, что их пытались поженить комсомольским давлением, но бабушка сама была против - а особенно была против семья деда, какие-то московские пафосные товарищи.
По отцу я вообще ничего не знаю, кстати. Кроме того факта, что он за сорок лет ни разу мной не поинтересовался)
Reply
Leave a comment