Интервью Светланы Адоньевой

Jul 05, 2022 23:32

Ссылка на полный текст: https://polit.ru/article/2022/07/05/adonieva/

* * *

Мы знаем о крестьянах от дворян. А это то же, что знать от участников сафари о жизни, например, сенегальцев. И здесь есть огромное количество разнообразных мифов и установок, подаренных нам советской школой, но нет понимания и нет уважения к старой, глубокой, сложно организованной культуре крестьянского мира. Почему, на мой взгляд, знать об этом так важно? Потому что практически каждый человек, который проживает в современной России, - наследник именно этого сословия. Таким образом, получается, что советский и постсоветский человек глядит на свою историю почему-то глазами Льва Николаевича Толстого или Николая Алексеевича Некрасова на каких-то непонятных основаниях, то есть видит историю своего рода определённым образом и, соответственно, самого себя видит наследником того, наследником чего он не является.

* * *
Например, когда мы вместе с Лорой Олсон работали над нашей книжкой, её муж взял на себя заботу о доме и детях. Но каждый раз я ловила себя на том, и мы с ней это обсуждали, что, когда её муж приходит с работы, моя спина напрягается, потому что я не могу продолжать заниматься своим делом, «когда муж пришел с работы». Это напряжение моей спины встроено в меня моей мамой, бабушкой и так далее: мужчина вернулся с работы - женщина накрывает на стол. Но ведь и каждый второй мой ровесник, придя домой с работы, привычно ждёт, когда перед ним поставят еду. Это встроено в наши тела. Ты можешь утверждать, что ты феминист, но при этом сядешь ожидать эту тарелку супа, например. Точка зрения Бруно Латура о том, что Нового времени не было, мне весьма близка.

* * *

В 1918 году происходит ликвидация собственности, а следовательно, нет того, по поводу чего выстраивать мужское взросление и наследование. Происходит ликвидация власти старших, поскольку именно они наделяли младших имуществом, теперь передавать нечего. Назову и еще одно интересное обстоятельство: начиная с 1918 года дети регистрируются по месту жительства матери. Сначала это все происходит на уровне закона: советское государство решает, что дети - это то, что находится в сфере интересов женщины, а не мужчины. А мужчину ловят алиментами, то есть вдруг как-то становится так, что мужчина не заинтересован ни в браке, ни в детях. Поэтому государство оберегает интересы женщины и её детей. Проходит еще некоторое количество десятилетий, и рожденные в 1960-е годы и позже оказываются убеждены в том, что воспитывать детей в семье будут помогать мамы мам, бабушки по материнской линии, что являлось совершенно невозможным для крестьянского населения вплоть до 1970-х годов. И это было страшной дикостью, потому как социализировала детей мать отца, её задача - лечить этих детей и включить их в род. А что это тогда значит? Это значит, что у нас никакая не патриархальность, с которой мы старательно боремся посредством феминистского высказывания и еще каким-то образом, а какая-то такая странная матрилокальность, где как раз материнские роды стоят, а вокруг них «свободными радикалами» существуют мужчины, которые, в общем, не сильно привязаны оказываются к детям.

[Примечание Майоровой: патриархальный строй ведь может сочетаться с матрилокальностью, если мне не изменяет память? Аналогичную картину наблюдаем в Тропической Африке, где мужчина именно что болтается в виде свободного радикала между своими семьями, переезжая от одной жены к другой. Причём никакие обычаи и традиции не ставят ему в обязанность хотя бы сообщать пепрвой семье о существовании второй, третьей и прочих. Это главная тема романа мозамбикской писательницы Паулины Шизиане Niketche]

* * *

Когда мы только начали вести интервью в российских деревнях, мы расспрашивали, как строились отношения молодых женщин, когда они вступили в брак. А речь шла, соответственно, о женщинах 1910-го, 1920-го, 1930-го годов рождения, самая старшая моя собеседница была 1899 года рождения, такая глубина. И я из своего опыта как раз считала, что отношения должны быть плохими и вообще все непросто, на что женщины махали руками и говорили: «Ну что ты, милая, а кто же меня всему мог научить?» В течение всего XX века, во всяком случае, до 70-х годов молодая женщина получала свекровь как самого главного патрона, который обеспечивал ей и ее детям выживание. Даже в том случае, если женщины сетовали на своих суровых свекровей, все равно это были те свекрови, которым они были благодарны. Есть правило, которое сохраняется в деревенской России много где: об умерших родителях мужа заботятся жены, то есть невестки. Дочери будут заботиться о могилах родителей своих мужей. Это мы тоже не сразу поняли. Например, я спрашивала: «А где ваши родители похоронены?» А мне отвечали: «Ну, как же, вот на этом кладбище». Приходишь на кладбище - а там похоронены родители мужа. Тут-то и выяснилось, что попечение о мертвых рода - долг старших женщин, пришедших в этот род. Даже если ты не любила свекровь, ты будешь о ней заботиться, собирать поминки, это область твоей ответственности.

* * *
Молодые люди, уехавшие из России за последние месяцы, прихватили своих кошек и собак, и поэтому, например, авиабилеты на кошек и собак нужно теперь ждать несколько месяцев. Что такое эти кошки и собаки? Вроде бы ерунда какая-то, да? Что они такого делают в молодых семьях и почему с ними нельзя расстаться? И в старых семьях, и в разных семьях. Кто такие эти pets для городского человека, который не может даже помыслить о расставании с ними? Чего не было в деревенской культуре, разумеется, совсем никак. Вдруг явлена какая-то массовая чувствительность нового типа, которая сейчас проявилась в острой фазе. И это новый тип чувствительности, иной тип отношения к миру, в том числе к природному миру, который вдруг обнаружился как нуждающийся в заботе. Это одна из форм заботы о живом, и не обязательно человеческом, все живое имеет право жить. Люди и не люди (кошки, деревья, улитки и черепахи) находятся в горизонтальной связи живых, разделяющих общий жизненный мир.

* * *
В последнее время думаю о том, что есть такие «привычки думать», от которых уже пора отказаться. Одна из них - привычка мыслить революциями. Новое должно находится со старым в борьбе и в конце концов старое отменять, отправлять «на свалку истории». Сколько ж можно выплескивать вместе с водой младенцев… Ведь в долгом и медленном времени живут вещи, которые позволяют времени быть сшитым, которые обеспечивают глубину. Наука не живет революциями, иначе она бы умерла сразу же. Новое знание включает в себя старое, так расширяется горизонт.

Предыдущий пост о Светлане Адоньевой: https://fem-books.livejournal.com/1102887.html

культурология, семья, русский язык, интервью, 2022, крестьяне, гендерная дискриминация, Россия, этнография

Previous post Next post
Up