В феврале АСТ выпустил в серии «История и наука Рунета» книгу Ольги Ким «Настоящий Древний Рим. Мифы и правда о Вечном городе» Самые известные предания о граде на семи холмах, от основания до падения (ибо все империи когда-то да разрушаются) с полным их разоблачением. К примеру: знаете ли вы, кем основан Рим? Ромулом и Ремом, кто ж этого не помнит! На самом деле вариантов легенды было много:
Рома была одной из тех, кто спасся из горящей Трои и отправился странствовать с Энеем в поисках нового дома. Троянки тяжело переносили скитания. Когда беглецы в очередной раз причалили к берегу, Рома подала своим спутницам идею просто-напросто сжечь все корабли и покончить с этим! Эту идею женщины с большим энтузиазмом воплотили в жизнь. Мужчины были вне себя от злости, но поделать уже ничего не могли. Им пришлось обосноваться в тех местах. Выяснилось, что они оказались в долине Тибра. Земля здесь оказалась плодородной, соседи не проявляли признаков агрессии, климат приятный, все сложилось как нельзя более удачно. Троянцы основали здесь город и назвали его в честь Ромы, которую теперь почитали за мудрость. В этом варианте название Рима (на латыни «Roma») - и есть имя основательницы без каких-либо искажений.
Вообще женские образы Ольге Ким удаются на редкость. Вот Акка Ларенция, пастушка или жрица матриархального культа, блудница или почтенная мать одиннадцати сыновей - а может быть, всё это сразу? Вот таинственная советчица и наставница Эгерия, без которой царь Нума мудрецом бы не прослыл. Вот гордая и властная этрусская царица Танаквиль. Сразу хочется что-нибудь поподробнее, и тут перед читательницей раскрывается упоительный список литературы.
Мария Ефимовна Сергеенко (1891-1987) прожила долгую, насыщенную научную жизнь. Уроженка Новозыбкова Черниговской губернии, она незадолго до революции закончила Бестужевские курсы в Петербурге, преподавала древние языки в женских гимназиях, а затем в Саратовском университете. Она давала уроки латыни Николаю Вавилову и с его подачи составила первый латинско-русский словарь ботанических терминов. Вернувшись в Ленинград после разрушения саратовского научного сообщества, М.Е. Сергеенко работала в Публичной библиотеке, затем в 1 мед. институте. В блокаду отказалась эвакуироваться, готовила врачей, переводила блаженного Августина. Сохранились её воспоминания о блокаде, очень страшные и весьма правдивые. Среди научно-популярных работ Марии Сергеенко «Помпеи» (1949), «Простые люди древней Италии» (1964),
«Жизнь древнего Рима» (1964), «Ремесленники древнего Рима» (1968). Понятно, что за десятилетия история и археология ушли далеко вперёд. Но Сергиенко есть смысл читать уже за то, каким истинно классическим, сочным языком она пишет.
Не устраняли себя от участия в предвыборной кампании и женщины. Почтенная Тедия Секунда, бабка Луция Попидия Секунда, могла с удовольствием записать на стене, что она предлагала в эдилы своего внука и провела его на эту должность, - знатная и богатая старуха пользовалась, несомненно, в городе влиянием и авторитетом. Гораздо чаще, однако, рекомендуют женщины совсем другого социального слоя: например Сукцесса, Фортуната, Гельпида, Смирна - бывшие рабыни. Некоторые из них были кабатчицами (как, например, гречанка Феруса, предлагавшая в эдилы Попидия Секунда), которые пользовались, надо полагать, популярностью среди своих клиентов; были среди них и женщины лёгкого поведения, и вряд ли Клавдий, которого предлагала в дуумвиры его «душенька», был очень доволен такой рекомендацией. Равным образом, едва ли особенно радовались и те кандидаты, которых поддерживали своими надписями весёлые дамы, хорошо знакомые им и другим помпейцам по питейному заведению, остатки которого не так давно найдены на территории «Новых раскопок». Юлий Полибий, по крайней мере, узнав, что пылкая сириянка Смирна и работница из мастерской красильщика Верекунда, которую прозвали «Кукушкой», выступили с поддержкой его кандидатуры, немедленно распорядился стереть их рекомендации. Удалось ему это только отчасти: буквы затёрты плохо. Весьма возможно, что через этих женщин действовала чья-то умелая враждебная рука, стремившаяся ослабить противника. Трудно решить, было ли весёлой шуткой беззаботных повес или сознательно рассчитанным ударом, направленным против враждебного кандидата, появление на одной из самых бойких улиц городка прекрасно выписанных афиш, рекомендовавших в эдилы Церинния Ватию от имени «всех сонливцев» и «всех пьянчуг».
Предыдущий пост в сообществе:
https://fem-books.livejournal.com/1734013.htmlОтрывки из мемуаров М.С. Сергеенко:
https://odna-zmeia.livejournal.com/108690.htmlВспоминает Л.М. Лукьянова, бывшая студентка Марии Сергеенко:
https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/russkijj-golos-avgustinaСайт ультрапатриотический, но текст важный:
https://ruskline.ru/analitika/2019/12/13/nebesnaya_naselnica_pyuhticy , фотография оттуда же
И немного художественной прозы: графиня Елизавета Салиас де Турнемир, прославившаяся под псевдонимом
Евгения Тур, в 1882 году написала на помпейский сюжет один из известнейших своих романов: «Последние дни Помпеи». Нет необходимости искать библиографическую редкость среди книжных развалов: в 1991 году её переиздали, и даже обложка, спасибо Карлу Брюллову, не такая безобразная, как бывало в девяностые. Роман в старинном вкусе, нравоучительный, но не отменно длинный-длинный-длинный, читать можно. Даже нужно. Вслушиваясь в подземные толчки.