История женской поэзии 18 столетия, такое ощущение, состоит из сплошных лакун: не могла печататься, если могла печататься, то не могла подписаться, а если, сверх ожиданий, могла и писать, и печататься, и подписать свои сочинения хотя бы псевдонимом, то оставила литературные труды после свадьбы. Немногим лучше дела обстоят и с прозой.
Одна из первых русских писательниц, Александра Федотовна Ржевская (1740-1769), происходила из небогатого дворянского рода Каменских. Её родители, генерал-маиор Федот Михайлович Каменского и Анна Алексеевна, урождённая Зыбина, жили в своём орловском имении Сабурово-Каменское. Их дети, сын и две дочери, получили прекрасное домашнее образование. Кстати, Михаил Каменский, старший брат Александры Федотовны, -- тот самый кровавый фельдмаршал Каменский, который, по рассказам современников, издевался над пленными, замораживая их заживо, а на манёврах кусал провинившихся солдат зубами, вырывая у них куски мяса. Каменский, этот талантливый полководец, интеллектуал, знаток математики, вёл крайне распутную жизнь, насильно принуждая к сожительству своих крепостных девушек. Жена вынуждена была проживать от него отдельно, потому что воспитывать детей в таком доме не представлялось возможным. В рассказе Лескова «Тупейный художник» описано Сабурово и его гнусный хозяин, ещё, как говорят, и в смягчённых красках. Все события, которые там происходили, бумага бы не выдержала. Погиб же Каменский от топора своего казачка, мстившего за изнасилованную малолетнюю сестру. Утверждается, что по этому делу триста человек крестьян, то есть вся деревня, отправились в Сибирь.
Но оставим Каменского. Во-первых, очень противно, а во-вторых, Александра и Аграфена были нисколько не похожа на брата ни характером, ни отношением к жизни. Честные, порядочные, глубоко религиозные девушки прекрасно знали французский и итальянский языки, увлечённо сочиняли стихи, писали маслом, занимались музыкой. Старшая сестра, Аграфена, вышла замуж за Е. Татищева, сына известного историка, и вырастила восьмерых детей. Её с умилением вспоминает как бабушку и крёстную своей дочери мемуаристка
Е.Д. Янькова. А Александра... с Александрой всё было несколько сложнее. К ней посватался Алексей Андреевич Ржевский, чиновник, виднейший масон и поэт-дилетант. Собственно, они и познакомились в литературном кружке, сложившемся вокруг Сумарокова. Отец русской драмы, несмотря на свой склочный характер, умел и привлекать к себе людей. Александра Ржевская подружилась с его дочерью Катериной.
Наиболее известным литературным опытом Александры Ржевской стал роман «Письма Кабардинские». Написан он был в подражание «Перувианским письмам» [Lettres Peruviennes] французской романистки Франсуазы де Графиньи, но, по отзыву Новикова, его превосходил. Роман ходил в списках. Его читали все и везде, даже при царском дворе были организованы чтения рукописи. «Письма» были приняты с похвалою. Удачно перенесённый на российскую почву сюжет, связанный с национальным конфликтом на Кавказе, несомненно, заинтересует исследовательниц с точки зрения постколониальной оптики. Только одна незадача: «Письма Кабардинские» так и не были напечатаны.
В 1769 году Александра Ржевская стала матерью сына Ивана, погибшего через несколько часов после рождения, и через десять дней скончалась от родильной горячки. Перед смертью она имела довольно присутствия духа, чтобы завещать Академии художеств тысячу рублей (по тому времени колоссальная сумма) на вспомоществование наиболее способным выпускникам. Ржевский, молодой вдовец, излил своё горе в прочувствованной элегии, которая стала надгробной надписью Ржевской:
В достоинствах она толико процвела,
Что полу женскому здесь честию была.
Ни острый ум ея, наукой просвещенный,
Ни дар, художествам и музам посвященный,
Ни нрав, кой столь ея приятно украшал,
Который и друзей и мужа утешал,
Ни сердце нежное ея не защитило
И смерти лютыя от ней не отвратило;
Великая душа, мужаясь до конца,
Достойна сделалась лаврового венца.
Через много лет Ржевский женился вторично на юной Глафире Алымовой, и их брак нельзя назвать счастливым.