Ханья Янагихара «Люди среди деревьев»

Jan 31, 2021 19:22



Книга мне понравилась, и думаю, что всем, с удовольствием читавшим «Маленькую жизнь», она понравится тоже. В то же время я не могу назвать ее феминистской, как и второй роман Янагихары: если в «Маленькой жизни» женщин не было вообще (не считая несколько мелькнувших на заднем фоне силуэтов), то здесь камера на короткий момент все-таки останавливается на двух женских образах - матери главного героя, загадочной, молчаливой, ничего не выражающей, столь же невыразительно погибшей в период его детства, и этнографини, которая описывается (устами героя-рассказчика) с физическим отторжением: ее «избыточная» плоть, ее голос, ее менструация, ее гнев и сексуальный интерес - все выписано так, словно герой смотрит на какого-то противного червя.

Отказ писать о женщинах в данном случае - явно не упущение, а принципиальная позиция; сложно сказать, чем она вызвана (равно как, впрочем, и комплекс других характерных для янагихаровской прозы черт). Это общие черты двух романов: отсутствие женщин; тема насильственных сексуальных отношений между мужчиной и мальчиком (педофилия); главные герои гомосексуальны; ну и прекрасный литературный язык, замечательно прописанный контекст (если в «Маленькой жизни» он довольно типичен для современного европейского романа про городскую жизнь среднего класса, то в «Людях среди деревьев» он куда экзотичнее и любопытнее - это этнографическое приключение, исследование в области медицины). (В отношении сходства издательская аннотация про роман, "ничуть не похожий на сенсационную "Маленькую жизнь"", прямо врет).

Если «Маленькая жизнь» - история о пережитом насилии и вызванном им саморазрушении, то «Людей» я бы назвала историей о бесплодном самопознании через познание загадочного уголка мира, насилие в ней занимает всего пару страниц, оно не ужасает, не вызывает даже сострадания как сильной эмоции. «Люди» в эмоциональном отношении куда более плавный, эмоционально-приглушенный, рационалистический роман (это зависит от фигуры рассказчика - старого ученого, который с детства был слегка социопатичен и к закату жизни уже все вполне повидал и оценил, желаемое потерял, а в остальном разочаровался).

Основная часть книги - путешествие молодого доктора Нортона Перины в затерянную островную микронезийскую деревушку, где он и его спутники сталкиваются с уникальный феноменом долгожительства местного населения: дикари едят мясо местной черепахи и живут до 300 и более лет, при этом постепенно теряя способность мыслить и осознавать себя. После лихорадочных исследовательских рейдов множества ученых этот вид черепахи вымирает, а крошечное традиционное общество под влиянием европейцев теряет свои традиции (привычный образ жизни) и деградирует, брошенное после всплеска интереса к нему на произвол судьбы.
Тут момент интересный: эта примитивная община жила - в рамках выживания и воспроизводства самой себя - вполне неплохо. Европейцы принесли в нее алкоголь, бетон, консервированную ветчину, перочинные ножики, а вместе с этим - «цивилизованный» стыд (за наготу, удобную в тропиках, за сексуальные практики) и Библию, они разрушили привычные социальные нормы, социальные «скрепы» - и мы видим дикарей-алкоголиков, дикарей, которые под миссионерским влиянием зажили моногамным браком, а дети-сироты оказались никому не нужны (ведь если есть только свой муж и свои дети, то чужие - уже не твоя забота, они не часть «твоей семьи», хотя некогда «семьей» считалась вся «община»). Одной из социальных «скреп» был ритуал посвящения мальчика в мужчины: на глазах у всего племени все взрослые мужчины (человек 10) совершали с 10-11-летним мальчиком сексуальный акт. В этом племени вообще сексуальная жизнь особенно не регламентировалась: полиамурия, сексуальные практики с несовершеннолетними. И, с одной стороны, современный «цивилизованный» человек (его олицетворяет в романе этнографиня Эсме) трактует подобное однозначно - как насилие над ребенком. С другой стороны, ведь сами члены племени это так не воспринимали: для них это было торжество, был важный ритуал, инициация.

Собственно, в этом племени Нортон Перина в момент душевного кризиса и пережил первый сексуальный эпизод с ребенком, по инициативе последнего. А впоследствии, как выяснилось только на двух последних страницах книги, он этот опыт повторил с разными детьми в Америке, и вот это уже иначе как насилием не назовешь. Что-то в нем надломилось в те месяцы в джунглях, среди бессмертных деградантов и отторгающего пришлецов племени, и что-то он потом всю жизнь искал и так и не нашел.

Читавшие Янагихару, поделитесь впечатлениями!)

зрелость, культурология, медицина, наука, мемуаристика, драма, экология, перевод, что почитать, рецензия, изнасилование, педофилия, 21 век, насилие, мизогиния, сексуальность, реализм, 20 век, путешествия, антропология, писательницы, старость

Previous post Next post
Up