Это довольно странная книга. Она производит противоречивое впечатление: есть очень живые, очень внятные фрагменты, в которые сразу и до конца веришь, и есть некоторая схематичность, пунктирность в связях между деталями, людьми, реалиями. Отчасти это оправдано сюжетно: после катастрофы мир распался. Больше нет самолётов и машин, пожирающих расстояния. Интернет из обыденной вещи превратился в нечто воображаемое и сказочное. Людей мало, а мир - огромный, поэтому для каждого человека, или группы людей, или поселения жизнь превратилась в существование на маленьком безопасном пятачке - как в Средние века. Очень средневеково же выглядит бродячий театр, не слишком большая группа людей, которые играют музыку и ставят Шекспира, переходя долгими дорогами между выжившими осколками человечества. Тут же, как авторка начинает нас знакомить с театром, мы замечаем недостаточнось, неполноту текста. У многих персонажей нет имён, они обозначены лишь родом своей деятельности (седьмой скрипач, флейтистка и т.п.). При этом в эпизодах, отсылающих к "прежней" жизни всё иначе. Там имена есть даже у эпизодических персонажей, едва прошедших краем по сюжету, или даже только присутствующих в воспоминаниях героев. Создаётся ощущение, что вот то, прежнее - настоящая жизнь, а это - только сон, какое-то марево, что-то нереальное. То же и с течением времени. "Тогда" описывается яркими подробными эпизодами, закрывающими понятные промежутки времени - час, сутки, неделя. "Теперь" время течёт незаметно, сюжет двигается рывками, нас кидает из прошлого в будущее, от героя к герою. Люди, которые прежде жили на нескольких соседних квадратных километрах, отказываются на разных концах континента и проживают годы, ничего не зная друг о друге. Люди, которые никогда прежде не встречались, по воле случая оказались навсегда рядом. Что-то всё время ускользает, что-то недоговаривается.
При этом книга из тех, про которые думаешь "вот бы не кончалась". По-настоящему завораживающая, при том, что как такового сюжета в ней очень мало. Странная. Два эпизода для меня лично стали выражением всей странности и контрастности этой книги.
"Ночью восемьдесят пятого дня обитателей аэропорта разбудили крики женщины. Люди связали насильника и на рассвете отвели в лес под дулом пистолета со словами, что если он вернётся, его застрелят. - Я же умру здесь один, - произнёс он, всхлипывая. Никто не спорил. Но что им ещё оставалось делать?"
"...- Здесь где-нибудь есть татуировщик? Чарли легонько коснулся пальцами её запястья, двух чёрных ножей, нанесённых на кожу с разницей в два года. - Сколько? - Один. Лучник на дороге. - Татуировщик живет в самолёте "Люфтганзы". Завтра вас познакомлю."
[Спойлер]Этот мир не стал миром банд и новых военных вождей. Слишком мало людей выжило. Но о первых годах после эпидемии авторка просто почти ничего не пишет, и её герои вспоминают о них скупо - "сейчас стало лчше". "К двадцатому году мир стал мягче". Просто люди выживают, как могут. Отдельно изумительным стал эпизод смерти "пророка". Человек, который казался средоточием нехорошей психопатологической власти и началом чего-то страшного умер на лесной дороге, убитый одним из последователей. Как свидетельство того, что в этом новом мире выросли новые люди, у которых другие представления о ценностях.
В общем, мне не хватило, конечно. Я бы с удовольствием почитала продолжение, а у такой книги может быть много проджолжений, потому что она ни о чём и обо всём сразу. Мне кажется, Эмили Мандел удалочь то, что не удалось Кингу с "Противостоянием" - показать силу личного выбора и сотрудничества. "Потому что выживания недостаточно".