Из истории отечественного феминизма

Nov 06, 2020 22:58

Звените, трубы, гремите, барабаны, - издательство Common Place переиздало под редакцией Оксаны Васякиной, Саши Талавер и Д. Козлова самиздатский альманах 1979 года «Женщина и Россия», эту важнейшую веху в истории советского диссидентского движения. Журнал получил немалый резонанс на Западе, переводился на основные европейские языки. Татьяна Горичева, Наталья Малаховская и Татьяна Мамонова, написавшие для него программные статьи, соответственно, «Слёз Евиных избавление», «Материнская семья» и «Роды человеческие», были вынуждены эмигрировать из СССР. А сейчас читаешь, будто сегодня написано:




Одни опасаются насмешек, т. к. женское движение якобы скомпрометировано - а не скомпрометирован ли акт деторождения, однако люди рождаются! Не скомпрометирована ли церковь? Однако обаяние проповедей Христа находит новые и новые ряды сторонников... Другие опасаются локализованности женского движения, утверждая, что мужчины тоже страдают и нельзя, мол, заниматься только женскими проблемами, однако гинеколога ведь не осуждают за то, что он лечит именно женские болезни, ибо отрицать специфику их нелепо. Третьи говорят об абсолютной надуманности женского движения, есть-де недостатки, но, когда мы построим коммунизм, все вопросы, и женский тоже, отпадут сами собой. Четвертые впадают в такую крайность, что обвиняют лидеров женского движения в собирании грязи...
И все же движение это, являясь средоточием самых злободневных, носящихся в воздухе
идей, растёт. И каменное безразличие к нему большинства мужчин лишь способствует его гипертрофии. Шумят на тему ”Берегите мужчин” (которые гибнут от вина, сигарет и злоупотребления сексуальными экспериментами) и спокойно смотрят на женщин, мостящих улицы
или ворочающих шпалы на ж/д...

Сорок лет минуло, уже и с лишним, а мы с лёгкостью можем перечислить и первых, и вторых, и третьих, и четвёртых. Только гипертрофии никакой не наблюдается, как бы не пришлось скоро о дистрофии говорить... Или у А.-Н. Малаховской:

Так что же собой представляет женщина в наше время?
Она должна стать всем - так она всем и становится. Тяжелейшие её обязанности ходом самой жизни превращаются в права - и чем мучительней обязанности, тем полнее, безраздельнее права. Напрасно мечтает последний поэт патриархата, что
«женщина женщиной будет:
и мать, и сестра, и жена.
Уложит она и разбудит
и даст на дорогу вина,
проводит и мужа, и сына,
обнимет на самом краю... »

Нет, никогда женщина, не знающая мужской поддержки и помощи, не станет лишь придатком мужчины, только - матерью, только - женой, только - сестрой. У неё посерьёзней дела найдутся, чем укладывать да будить своих пьянчуг. Да и на самом-то краю в наше время женщина оказывается чаще, чем мужчина.

Чем не манифест? Удивителен второй раздел, где основательницы альманаха подводят итоги и рассказывают о том, казалось бы, совсем недавнем времени, когда «журнал о женщинах для женщин» создавался, а участницы переиздания делятся своими размышлениями об уроках истории. Прекрасно написала Анастасия Кальк: До тех пор, пока мы обесцениваем работу советских и постсоветских женщин (например, считая, что настоящая феминистская теория и активизм существуют только в Америке), мы обесцениваем и свою... Реальная, а не плакатная феминистская солидарность начинается с искреннего интереса к идеям и работам друг друга.

И ещё не могу обойти молчанием долгожданный сборник Елены Колтоновской «Женские силуэты. Статьи и воспоминания (1910-1938)» [Common Place, серия «Ѳ», 2020]. Пусть Колтоновскую нельзя назвать последовательной феминисткой, в ряде случаев она отстаивала модную в начале века концепцию противоборства и взаимной чуждости двух начал: якобы пассивного женского и якобы активно-творческого мужского, но сколько эта талантливая критикесса сделала для популяризации литературной и артистической женской деятельности - остаётся только восхищаться. Книга Колтоновской «Женские силуэты» (1912) объединила под одной обложкой такие известные имена, как Вера Комиссаржевская и Элеонора Дузе, Мария Заньковецкая, Элиза Ожешко, нобелевская лауреатка Сельма Лагерлёф, даже Софья Ковалевская, так и имена забытых ныне Е.П. Летковой, Валентины Дмитриевой, Ольнем, Туган-Барановской, О. Миртова (псевдоним Ольги Котылёвой). И так пишет об этих забытых именах, что хочется читать, читать и читать. Было бы славно, если бы «Женские силуэты» попали в какое-нибудь издательство. Хорошо, начинают вспоминать и переиздавать Хвощинскую, Марию Крестовскую, Микулич, но какой пласт ещё не открыт! Сколько удовольствия впереди.

Колтоновская симпатична отсутствием резких суждений и той характерной нервной озлобленности, которая нередко воспринимается чуть ли не обязательной в художественной критике. Она всегда находит, за что похвалить, и ругая, не ругает, а спокойно разъясняет свою точку зрения. Неврастенические интонации ей скорее несимпатичны, и, невольно обижаясь за своих любимых литературных неврастеников, а особенно неврастеничек, в то же время понимаю, почему хотелось видеть сильных полнокровных персонажей и дельные, конструктивные идеи. И почему их было так мало вокруг в начале века - тоже понимаю. Нужен интересный эпиграф для сочинения? Поищите у Колтоновской. Требуется вдохновение для доклада или лекции? Вы найдёте много полезного у Колтоновской. Отдельно любопытны штудии о прозе на языке идиш и воспоминания о литературной жизни Петербурга конца 19 столетия.

критика общественного устройства, русский язык, литературоведение, аборт, феминизм, статья, СССР, 19 век, фемкритика, журналистка, свой голос, гендер, образ тела, роды, религия, мизогиния, история феминизма, 20 век, Россия, менструация

Previous post Next post
Up