Биографическая справка: Ольга Погодина-Кузмина (Ольга Леонидовна Погодина; р. 11 ноября 1969) - писательница, драматургиня, сценаристка. По образованию театроведка, окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Живёт в Санкт-Петербурге. Автор романов «Адамово яблоко» (2011), «Власть мёртвых» (2013), «Сумерки волков» (2015), «Ласковая вечность» (2016), «Герой» (2016). Автор пьес «Мармелад», «Сухобезводное», «Толстого.нет», «Глиняная яма», «Председатели земного шара» (пьеса про В. В. Маяковского и Велимира Хлебникова). Постановки спектаклей осуществлялись в Москве, Петрозаводске, Магадане, Комсомольске-на-Амуре и других городах.
Современную русскую писательницу О. Погодину-Кузмину я запомнила с трилогии «Адамово яблоко», «Сумерки волков» и «Власть мертвых» (причем все части были выпущены в разных издательствах - не повезло им). Крепко выстроенный сюжет (читаешь с мыслью «что же будет дальше?!» - а ведь есть много хороших книг, не вызывающих, однако, тяги сидеть до последней страницы), тщательно выписанные характеры, способность вовлечь читателя в эмоциональное переживание текста, интригующая любовная линия, в конце концов! Главные герои трилогии - разбогатевший в 1990-е, но не полностью очерствевший и ожесточившийся бизнесмен и неприкаянный юноша из неблагополучной семьи. Экономические преступления, столкновения миров богатых и бедных, тюрьма, убийства, шпионаж, внутривидовая борьба в среде новых русских - не знаю, насколько достоверно это описано, но чтение увлекательное и неглупое. Главные герои постепенно перерождаются: «бизнесмен» колеблется на грани между миром людей, потерявших всякую гуманность, считающих землю своими личными угодьями и готовых на всё (экзотические наслаждения, властные игры, оккультные практики), чтобы избежать смертного разложения, и миром, скажем пафосно, любви. А юноша перерастает свои детские травмы, пытается быть безмолвной статуэткой - украшением пиршественного зала для богатых и нехороших, но вскоре оставляет эту роль, учится не только быть спасаемым, но и спасать других. Он быстро теряет невинность и чистоту неведения, взамен приобретая своего рода «усталость обслуги», желание быть честным, не притворяться ради чьего-то удовольствия; в этом, пожалуй, они с любовником (который в 90-е нечестно боролся за нечестное, но все-таки оставался уверенным в себе бойцом, а не слугой) схожи - в нежелании лебезить ради выгоды, притворяться, зная, что все видят твое притворство и считают его очередной услугой, купленной за большие деньги. А что дают деньги?.. Кто-то надеется, что они дадут бессмертие. Кто-то - власть над «Россией». Кто-то - возможность угождать плоти без каких-либо ограничений. А кто-то видит, что деньги и власть не помогают достичь истинных желаний, только помутняют разум.
Есть в трилогии и любопытные женские персонажи. Например, немолодая, хорошо образованная женщина (Марьяна) из очень богатой семьи: у нее есть все, что можно купить, но при этом нет чувства осмысленности жизни, и хватается она за привычную, веками закрепленную в культуре цель - удержать мужчину, не желающего быть удержанным. С виду простая сюжетная линия, но воплощена она проникновенно: когда жизнь пуста, когда образование не дает тебе ни кругозора (потому что у человека нет любопытства к знаниям и идеям), ни устойчивости перед соблазном впасть в первобытные верования в магию и т.п., человек может ухватиться за иллюзию нужности, отблеск выдуманного счастья, создать себе химеру, которая поглотит его целиком.
Или другая героиня - молодая женщина из бедной семьи, мечтающая стать певицей, блистать. И она ей становится - но не на большой сцене, как мечталось, а в ресторане - элементом обстановки, женой не блестящего хозяина жизни, а простого работяги, далекого от искусства, хозяйкой не изысканного салона, а двухкомнатной (съемной?) квартирки. И зависть, ненависть к тому, кто рядом, но недотягивает, и к тому, кто далеко, но хотелось бы, чтобы был близко, затаенное недовольство, утяжеляющее взгляд, - всё это бурлит в ней. Жизненно. И что делать в ситуации, когда мечта недостижима, как достичь внутренней гармонии? Похоронить мечту, перестать сравнивать? Или жить в иллюзии, что «когда-нибудь»? (но героиня не так глупа, чтобы верить в это).
В 2019 г. у писательницы вышел новый роман «Уран» - про эстонский городок, на заводе которого в 1953 г. добывали уран для советской атомной бомбы. Мне показалось, что в нем удачно воссоздана атмосфера эпохи (атмосфера книги) через мелкие детали. Ты мерзнешь поздней осенью в деревянном неотапливаемом домике, слышишь кашель соседа за тонкой перегородкой, стираешь белье в прачечной изо дня в день, месяцами ешь одну картошку с грибами, потому что в семье нет денег - всё уходит на поддержку родственников-партизан, ты лежишь на нарах, мечтая погулять на воле, поесть в ресторане, ты считаешь за роскошь коробочку граммофонных игл… Сюжетная линия прачки Таисьи, эстонской девочки Эльзы и ее братьев, инженера, влюбленного в вора, вполне удались (а вот детективная линия с поиском местного маньяка выглядит лишней). Правда, я бы придралась к тому, насколько однообразно - несчастливо и одновременно - и предсказуемо завершились все сюжетные линии; роман крепко сбит - так, что ты порой даже видишь балки, опоры, гвозди. В этом смысле трилогия «Сумерки волков» была менее предсказуемой, авторский замысел было тяжелее считать. А в случае с «Ураном» возникло чувство, что авторша оценила тренды современной книжной моды и решила написать «что-то в духе Г. Яхиной» - и написала, и вышло неплохо, но чего-то слегка не хватает (хотя мне и "Зулейха" не слишком понравилась: вроде бы и драматизм, и суровый быт, и в то же время легкий налет сусальности на людях и событиях; у Погодиной-Кузминой этого нет).
Рецензия Г. Юзефович:
https://meduza.io/feature/2019/09/21/seriynye-ubiystva-v-epohu-repressiy-i-sekretnyh-voennyh-zavodov-v-uvlekatelnom-shpionskom-detektive-uran-olgi-pogodinoy-kuzminoy