Один из новых (2017 года) сборников
Оксаны Забужко. В книгу вошла малая проза, написанная с 1982 по 2017 год.
Часть произведений выходила раньше в сборнике
"Сестро, сестро" ("Сестра, сестра"), но новый сборник дополнен как более поздними, так и более ранними произведениями:
"Отже, це злива" ("Стало быть, это ливень") - небольшой ранний рассказ о расставании любовников.
"Книга Буття. Глава четверта" ("Книга Бытия. Глава четвертая") - Как и в рассказе
"Казка про калинову сопілку" ("Сказка о калиновой дудочке"), тоже вошедшем в сборник, Забужко обращается к истории Каина и Авеля, только действие происходит в антиутопическом сеттинге.
"Жоравницькі" ("Жоравницкие") - Рассказ основан на реальных событиях, произошедших в Луцке XVI века, и повествует о вражде между двумя братьями и их женами. Одна из героинь - Олена Жоравницкая (или Журавницкая) - претендует на звание первой украинской поэтессы, якобы она написала пасквиль на свою ятровку, Ганну Жоравницкую. Пасквиль, по всей видимости, был, из-за него братья судились, о чем сохранились документы; возможно, даже и написан был ею, однако что касается текста - вряд ли он мог на самом деле сохраниться.
О том, как обстояли дела на самом деле, можно прочитать здесь (по-украински). "Альбом для Густава" - О первом Майдане (Оранжевой революции).
"Тут могла б бути ваша реклама" ("Здесь могла бы быть ваша реклама") - Повод для рассказа, казалось бы, мелкий - потерянная перчатка. Однако, он и о том, как безвозвратно уходит эпоха, и о том, всё ли поддается исправлению (нет)...
"Після третього дзвінка вхід до зали забороняється" ("После третьего звонка вход в зал запрещен") - Самое новое произведение, основная тема которого - отношения матери и взрослеющей дочери:
"Слезы текли по ее щекам, как из плохо закрученного крана: только-только капала одна, вслед за ней в уголке глаза наливалась другая. Я ее уже ни от чего не предостерегу, думала Ольга, бессознательно слизывая их с губ, словно капли дождя с солоноватым привкусом. Она будет проживать все то же самое, что и я, но по-своему. Мой опыт ничем ей не поможет. Она его просто не узнает, не увидит, где пойдет по моим следам, - по крайней мере, пока сама не доживет до моих лет. Пока не нагонит меня в этой самой точке - где меня тогда уже не будет."