В последней главе сборника "A History of Women Philosophers: Contemporary Women Philosophers, 1900 - Today" Мэри Эллен Уэйт упоминает также Эмму Гольдман, анархистку и феминистку, родившуюся в Российской империи, а именно в литовском Каунасе (Ковно), и в юности эмигрировавшую в США.
Еще до эмиграции ее заинтересовала политическая философия социалистов-народовольцев, убивших Александра II. Дискриминация евреев и женщин вызывала у нее сильнейший протест, и этот ранний опыт сформировал основы ее социально-политической философии.
В США Гольдман присоединилась к анархистскому движению и стала очень популярной ораторкой. Сперва она выступала на идиш, пока не освоила английский в достаточной степени.
Год отсидела в тюрьме за "призывы к бунту".
Гольдман считала, что политическому освобождению должна сопутствовать сексуальная свобода. Совместно с
Маргарет Сэнгер она пропагандировала контрацепцию. Это было само по себе скандальным по тем временам, но Гольдман добавила скандальности, утверждая, что контрацептивы необходимы не только замужним женщинам, но и незамужним. По ее мнению, у женщин рабочего класса и так мало радости в их монотонном и тяжелом существовании, и сексуальные удовольствия - одна из немногих возможностей расцветить свою жизнь; так что они не обязаны ни подавлять свою сексуальность, ни сталкиваться с последствиями абортов или материнства вне брака. Пропаганда и распространение противозачаточных средств считались не только аморальными, но и противозаконными - в 1916 году Гольдман за это отправили на 15 суток в тюрьму.
В следующем году ее приговорили к двум годам заключения за попытку помочь молодым мужчинам избежать призыва, а после того депортировали в уже советскую Россию. Гольдман имела возможность наблюдать последствия революции, о чем позднее написала книгу "
Мое разочарование в России" ("My Disillusionment in Russia").
В 1911 году Эмма Гольдман опубликовала
"Анархизм и другие эссе" ("Anarchism and Other Essays"). В этом сборнике представлен широкий круг тем: анализ природы анархистской политической философии, психология насилия, неэтичные тюремные практики и политики, аморальное использование патриотических чувств, дискриминация женщин и ее связь с проституцией, правом голоса, браком.
Также Эмма Гольдман написала автобиографию
"Проживая свою жизнь".
Предыдущий пост об Эмме Гольдман в сообществе ---
Женщины-философы:
Том IV. XX век
Виктория Уэлби Констанс Джонс Шарлотта Перкинс Гилман Лу Саломе Мэри Уитон Калкинс Сьюзен Стеббинг Эдит Штайн Герда Вальтер Айн Рэнд Корнелия Йоханна Де Фогель Ханна Арендт Симона де Бовуар Симона Вейль Софи Уиллок Брайант Джулия Генриетта Гулливер Хелен Денди Босанкет Джейн Аддамс Элизабет Холдейн Мэй Синклер Эллен Блисс Тэлбот Том III. Новое время
Из предисловия Маргарет Кавендиш Кристина Ваза, королева Швеции Энн Конвей Хуана Инес де ла Крус Дамарис Кедворт Машем Мэри Эстелл Кэтрин Троттер Коберн Эмили дю Шатле Мэри Уолстонкрафт Кларисса Куанье Антуанетта Браун Блэкуэлл Жюли Вельтен Фавр Анна Мария ван Схурман Батсуа Мэкин Елизавета Богемская Елена Лукреция Корнаро Пископия Лаура Басси Кэтрин Маколей "София, Достойная Личность" Олимпия де Гуж Мэри Фэрфакс Сомервилль Анна Дойл Уилер Кэтрин Бичер Гарриет Мартино Гарриет Тейлор Милль Женни д'Эрикур Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс) Клеманс Руайе Жюльетта Ламбер ла Мессин Адам Кристин Лэдд Франклин Гортензия Алларт де Меритенс Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Хросвита Гандерсхаймская Кристина Пизанская Маргарет Ропер Мор Тереза Авильская Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие