Женщины-философы: Эллен Блисс Тэлбот

Jul 04, 2020 18:49




Эллен Блисс Тэлбот  родилась 22 ноября 1867 в Айова-Сити, штат Айова. Закончила Государственный университет Огайо в 1890 году. Докторскую степень получила в Корнелльском университете. В 1900 году Эллен Блисс Тэлбот заняла кафедру философии и психологии в одном из старейших и престижнейших женских колледжей США - Маунт-Холиок, где и проработала до 1936 года, пока не ушла на пенсию.
Кстати, ее младшая сестра, Миньон Тэлбот, стала палеонтологиней и профессоркой геологии и географии в том же колледже.

Мэри Эллен Уэйт пишет:
"Основные философские интересы Тэлбот - философия сознания и этика, в особенности современный прагматизм и труды немецкого философа Иоганна Фихте. Ее докторская диссертация "Фундаментальный принцип философии Фихте" ("The Fundamental Principle of Fichte's Philosophy") была опубликована в серии "Cornell Studies in Philosophy" в 1906 году."

В своей статье "Доктрина об элементах сознания" ("The Doctrine of Conscious Elements") Тэлбот критикует более ранние психологические теории, утверждавшие, что феномены сознания можно объяснить метафизической гипотезой о том, что душа по природе своей имеет способность к познанию, чувству и волению. Среди прочего, она указывает на то, что эти теории пытаются объяснить неизвестное через другие неопределенные неизвестные, то есть, не объясняют, в сущности, ничего.

В статье "Философия Фихте в сравнении с прагматизмом" ("The Philosophy of Fichte in Its Relation to Pragmatism") 1907 года она указывает на то, что современный ей прагматизм имеет много общего с идеализмом Фихте.

В статье "Взаимосвязь двух периодов философии Фихте" ("The Relation of the Two Periods of Fichte's Philosophy") Тэлбот рассматривает две различные точки зрения: одни исследователи считали, что в поздних трудах Фихте полностью отказался от своих более ранних взглядов, другие же утверждали, что существенного различия нет. Сама Тэлбот отстаивала точку зрения, что отличия есть, но не настолько огромные, чтобы можно было говорить об отказе от ранних взглядов.

В статье "Временной процесс и ценность человеческой жизни" ("The Time Process and the Value of Human Life") Эллен Блисс Тэлбот рассматривает роль времени в нашей оценке нравственных и эстетических ценностей: добра, красоты, истины и удовольствия. Она задает вопрос: если эти ценности реализуются раньше или позже на протяжении жизни, считаем ли мы их более или менее ценными? Мы склонны считать, что удовольствие в будущем может окупить страдание в настоящем. Мы зачастую считаем, что человек может искупить прошлые проступки, и, в то же время, что на праведную жизнь могут бросить тень дурные дела, совершенные позже. В общем, все эти ценности мы, как правило, воспринимаем как более важные в конце жизни, чем в ее начале, временной аспект очень существенен в этой оценке. (А ведь и вправду, не зря говорят про того или иного деятеля, что, мол, "испортил себе некролог".)

В статье "Индивидуальность и свобода" ("Individuality and Freedom") Тэлбот рассматривает прагматистские и другие философские взгляды на три вопроса: (1) свобода воли vs. детерминизм; (2) природа нравственного характера человеческой личности; (3) предсказуемость индивидуального выбора. Она утверждает, что наше знание о характере конкретного человека ограничено (в лучшем случае) знанием его прошлых поступков. Мы не можем предсказать с уверенностью, как этот индивидуум будет действовать в будущем. Это не означает, что индивидуумы всегда делают свободный выбор, как поступить; однако и утверждать с уверенностью, что их действия детерминированы, тоже нельзя.

Эллен Блисс Тэлбот прожила полных сто лет и умерла 25 января 1968 года.

Тексты Эллен Блисс Тэлбот на archive.org

---
Женщины-философы:

Том IV. XX век

Виктория Уэлби
Констанс Джонс
Шарлотта Перкинс Гилман
Лу Саломе
Мэри Уитон Калкинс
Сьюзен Стеббинг
Эдит Штайн
Герда Вальтер
Айн Рэнд
Корнелия Йоханна Де Фогель
Ханна Арендт
Симона де Бовуар
Симона Вейль
Софи Уиллок Брайант
Джулия Генриетта Гулливер
Хелен Денди Босанкет
Джейн Аддамс
Элизабет Холдейн
Мэй Синклер

Том III. Новое время

Из предисловия
Маргарет Кавендиш
Кристина Ваза, королева Швеции
Энн Конвей
Хуана Инес де ла Крус
Дамарис Кедворт Машем
Мэри Эстелл
Кэтрин Троттер Коберн
Эмили дю Шатле
Мэри Уолстонкрафт
Кларисса Куанье
Антуанетта Браун Блэкуэлл
Жюли Вельтен Фавр
Анна Мария ван Схурман
Батсуа Мэкин
Елизавета Богемская
Елена Лукреция Корнаро Пископия
Лаура Басси
Кэтрин Маколей
"София, Достойная Личность"
Олимпия де Гуж
Мэри Фэрфакс Сомервилль
Анна Дойл Уилер
Кэтрин Бичер
Гарриет Мартино
Гарриет Тейлор Милль
Женни д'Эрикур
Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс)
Клеманс Руайе
Жюльетта Ламбер ла Мессин Адам
Кристин Лэдд Франклин
Гортензия Алларт де Меритенс

Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу
Хильдегарда Бингенская
Элоиза
Геррада Гогенбургская (Ландсбергская)
Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская
Мехтильда Магдебургская
Бригитта Шведская
Юлиана Нориджская
Екатерина Сиенская
Олива Сабуко де Нантес Баррера
Мари ле Жарс де Гурне
Хросвита Гандерсхаймская
Кристина Пизанская
Маргарет Ропер Мор
Тереза Авильская

Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо
Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II
Аспазия и Диотима
Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие

психология, сборник, США, английский язык, впечатления от чтения, Америка, 20 век, история женскими глазами, философия, 19 век

Previous post Next post
Up