Статью о Мэри Уитон Калкинс для сборника "A History of Women Philosophers: Contemporary Women Philosophers, 1900 - Today" написала Беатрис Зедлер.Мэри Уитон Калкинс (30 марта 1863 - 26 февраля 1930) - американская философка и психологиня. В 1905 году был избрана президенткой Американской психологической ассоциации, а в 1918 году - президенткой Американской философской ассоциации; в обоих случаях она была первой женщиной, занявшей этот пост.
Родилась в Хартфорде, штат Коннектикут, в семье священника Уолкотта Калкинса и его жены Шарлотты Уитон Калкинс. Позже Калкинсы переехали в Буффало, штат Нью-Йорк, а потом в Массачусетс. Мэри была старшей из пятерых детей. Поступила в женский колледж Смит в 1882 году, но на год ей пришлось прервать свое обучение из-за смерти сестры Мод. Закончила колледж в 1885 году. В 1886 году совершила путешествие по Европе.
В 1887 году начала преподавать греческий в женском колледже Уэллсли. Вообще-то Калкинс изначально больше интересовалась философией, но колледжу понадобилась преподавательница психологии, и она решила пройти обучение по этой специальности. Возможности обучения психологии и философии для женщин были ограничены, но Мэри Уитон Калкинс удалось записаться на курс самого Уильяма Джеймса, одного из "отцов-основателей" современной психологии. Так сложилось, что остальные участники не попали на курс, и она осталась единственной студенткой - и Уильям Джеймс учил ее одну. В 1890 году она начала заниматься экспериментальной психологией под руководством Эдмунда Сэнфорда в университете Кларка, а позднее - в психологической лаборатории Гарварда под руководством Гуго Мюнстерберга. Этих троих - Джеймса, Сэнфорда и Мюнстерберга - она называла своими "великими учителями психологии".
В 1896 году Калкинс закончила и защитила в Гарварде докторскую диссертацию, которую высоко оценил Уильям Джеймс, сказав, что это лучшая защита, которую он когда-либо слышал. Однако, руководство Гарварда отказалось присвоить ей степень - потому что женщина, а женщинам степени не даем. В 1902 году женский колледж Рэдклифф предложил Калкинс докторскую степень, но она отказалась из принципиальных соображений. Позднее ей присвоили две почетных докторских степени: в Колумбийском университете и в колледже Смит.
В 1891-1892 году Мэри Уитон Калкинс начала новый курс психологии в Уэллсли и открыла там психологическую лабораторию, одну из первых в стране и первую среди женских колледжей. Также с 1892 года начала публиковаться. В области психологии она опубликовала четыре книги и более 60 статей. Темы ее статей по психологии разнообразны: ассоциации, сны, ощущения, элементы сознательных комплексов, эмоции, экспериментальная психология, генетическая и компаративная психология, структурная и функциональная психология, бихевиоризм, гештальт-теория, "Я" в психоанализе. Самые известные книги - два учебника на английском, "Introduction to Psychology" и "A First Book in Psychology", еще один учебник она написала на немецком.
Беатрис Зедлер пишет:
"В обеих своих книгах и во многих статьях она задается вопросом: что такое психология?
Ранняя история психологии тесно переплетается с историей философии, но, каковы бы ни были разногласия между психологами начала ХХ века, все они были единодушны в том, что психология - не раздел философии. Калкинс соглашалась со своими коллегами, что их область является наукой, "систематическим исследованием фактов или явлений, то есть, ограниченных или частичных реальностей как связанных между собой, без отсылки к более фундаментальной реальности". В отличие от философии, психология не пытается исследовать реальность целиком и не должна устанавливать связи между [психологическими] явлениями и истинной реальностью. Некоторые психологи рассматривали свою науку как раздел физиологии, некоторые - как науку об идеях, некоторые - как науку о психических функциях. Хоть Калкинс и старалась быть, насколько это возможно, примирительной по отношению к каждому из этих взглядов, она не считала, что психологию можно свести к любому из них."
Ключевым понятием в психологии для нее было "Я" ("self").
Например, она соглашалась, что психологию можно назвать "наукой об идеях", что она может рассматривать содержимое сознания как некую абстракцию, однако, писала: "Когда я размышляю о психологии как о науке об идеях, у меня неизменно возникает вопрос: "А чьи это идеи?", и затем я намеренно отказываюсь отвечать на свой собственный вопрос. Другими словами, "идея" непосредственно переживается как идея "Я". ... Отказываться иметь дело с этим "Я" - на самом деле, теоретически возможная, но чрезмерно абстрактная, искусственная, несовершенная процедура."
Аналогично она подходила и к пониманию психологии как науки о психической деятельности - слишком абстрактно и неполно: "понятие психической деятельности требует понятия психического деятеля".
Она указывала на то, что нет восприятия без того, кто воспринимает, или мышления без того, кто мыслит. Так что она определяла психологию как "науку о "Я", связанном со своим окружением или осознающем его". Калкинс подчеркивала важность интроспекции как специально-психологического научного метода, наряду с описанием (анализом и классификацией) и объяснением, общими методами всех наук. Интроспекция - наблюдение фактов внутренней реальности.
Надо сказать, многие с ней не соглашались. Какое такое "Я", мол? Да нет никакого "Я"! :) На что она закономерно возражала: "А кто же тогда отрицает, что наблюдает "Я"? Иначе говоря, я обвиняю своего критика в том, что он презюмирует, практически в каждом абзаце, существование того самого "Я", которое он отрицает."
Впрочем, понятие "Я" действительно проблематично, потому что ему невозможно дать строгое определение. Однако, можно описать некоторые его свойства и характеристики, что Калкинс и сделала:
1) Оно относительно постоянно ("Я в некотором смысле тождественна со своим детским "Я")
2) Оно подвержено изменениям ("Мое взрослое "Я" отличается от меня же в 10 лет")
3) Оно комплексное ("Я воспринимающее, помнящее, чувствующее, обладающее волей "Я")
4) "Я" уникально и незаменимо ("Я это я, а ты это ты. Никто, сколь угодно похожий, не может занять место тебя или меня")
5) Оно связано с объектами, одушевленными и неодушевленными.
Калкинс проводила различие между психологическим "Я" и философской "душой", поскольку многие путали эти понятия и считали их идентичными. Об этом она написала отдельную статью "Я" и душа" ("Self and Soul"), где указала на некоторые изъяны традиционного учения о душе: например, душа рассматривается как аналог чего-то материального (в большинстве первобытных верований душа - это некое призрачное тело) или же описывается исключительно через отрицание телесных характеристик (неделимая, неразрушимая, бессмертная).
Любопытен вопрос о связи "Я" с телом - как они соотносятся. "Я" - часть тела? Тело - часть "Я"? По мнению Калкинс, скорее можно сказать, что "Я" _обладает_ телом.
С 1896 года Калкинс стала преподавать также и философию. Вообще со временем она стала всё больше внимания уделять философии: всё-таки именно философия была ее "первой любовью". Еще в средней школе она выбрала философскую тему для своего выпускного сочинения, и какую! "Апология, которую должен был написать Платон: Защита характера Ксантиппы" ("The Apology Which Plato Should Have Written: A Vindication of the Character of Xantippe"). В Гарварде ее учителем философии был Джосайя Ройс, и она считалась самой блестящей его ученицей.
Мэри Уитон Калкинс написала более 30 философских статей на различные темы: время, идеализм и реализм, душа и "Я", персоналистская концепция природы, основы объективных суждений в субъективной этике, кантовская доктрина знания, гегелианские категории, Шопенгауэр, Бертран Расселл, Бергсон как персоналист, философия Ройса, христианский теизм. Также она написала собственное "Философское кредо абсолютистской персоналистки" - "The Philosophical Credo of an Absolutistic Personalist".
Можно сказать, что философия Мэри Уитон Калкинс очень психологична, а психология - очень философская. Ее "Я"-психология" особенно сочетается с ее философским персонализмом.
В ее представлении не только люди обладают "Я", но и вся Вселенная состоит из множества "Я", находящихся на разных уровнях сознания, и сама являет собой некое "Абсолютное "Я", включающее в себя все прочие "мини-"Я".
Надо отметить, что основания у такой метафизики куда более шаткие, чем у психологических воззрений Калкинс. Отрицать существование человеческого "Я" действительно затруднительно, это приводит к неразрешимому парадоксу. Но существует ли "Я" не только у людей?... Допустим, есть ли "Я" у человекообразных обезьян? А у кошки или собаки? А у пресмыкающихся? А как насчет деревьев?... Сложно сказать, и еще сложнее провести грань. Позднее в попытках определить, у кого из животных присутствует самосознание, был разработан "зеркальный тест", но и его сильно критикуют...
Известнейший философский труд Калкинс, впервые опубликованный в 1907 году - "Извечные проблемы философии: Введение в метафизику через изучение современных систем". В этой книге она рассмотрела философские взгляды Декарта, Гоббса, Лейбница, Беркли, Юма, Канта, Спинозы, Фихте, Шеллинга, Шопенгауэра, Гегеля и некоторых современных ей философов. Калкинс постаралась дать точное и честное описание их воззрений и в то же время оценить их с точки зрения собственного персонализма.
Также Мэри Уитон Калкинс написала книгу по этике - "Хороший человек и добро" ("The Good Man and the Good"). С ее точки зрения, этика - часть психологии, однако она в то же время связана и с метафизикой. Задачей книги было рассмотреть этику не как набор абстракций, а как изучение живых людей. Калкинс начала с того, что такое хороший человек, затем - что такое добро, а в последней части - как человек может стать хорошим.
Испытав на себе дискриминацию по признаку пола, Калкинс всегда была против идеи, что между умами мужчин и женщин есть врожденные различия. Она возражала Джозефу Ястрову, придерживаясь мнения, что невозможно даже научно определить такие различия, поскольку нет возможности исключить влияние среды, а научение мальчиков и девочек начинается в самом младенчестве и продолжается всю жизнь.
Также она поддерживала суфражизм и выступала против различий в программах мужских и женских колледжий. "Разве разделять женские и мужские учебные предметы не столь же бессмысленно, как разделять женскую и мужскую еду?" - писала она.
Мэри Уитон Калкинс преподавала в Уэллсли до июня 1929 года, а потом ушла на пенсию. В ноябре того же года узнала, что серьезно и неизлечимо больна, и умерла 26 февраля 1930 года.
Статья о Мэри Уитон Калкинс в английской википедии ---
Женщины-философы:
Том IV. XX век
Виктория Уэлби Констанс Джонс Шарлотта Перкинс Гилман Лу Саломе Том III. Новое время
Из предисловия Маргарет Кавендиш Кристина Ваза, королева Швеции Энн Конвей Хуана Инес де ла Крус Дамарис Кедворт Машем Мэри Эстелл Кэтрин Троттер Коберн Эмили дю Шатле Мэри Уолстонкрафт Кларисса Куанье Антуанетта Браун Блэкуэлл Жюли Вельтен Фавр Анна Мария ван Схурман Батсуа Мэкин Елизавета Богемская Елена Лукреция Корнаро Пископия Лаура Басси Кэтрин Маколей "София, Достойная Личность" Олимпия де Гуж Мэри Фэрфакс Сомервилль Анна Дойл Уилер Кэтрин Бичер Гарриет Мартино Гарриет Тейлор Милль Женни д'Эрикур Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс) Клеманс Руайе Жюльетта Ламбер ла Мессин Адам Кристин Лэдд Франклин Гортензия Алларт де Меритенс Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Хросвита Гандерсхаймская Кристина Пизанская Маргарет Ропер Мор Тереза Авильская Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие