Главу о Кэтрин Троттер Коберн для сборника "A History of Women Philosophers: Modern Women Philosophers, 1600-1900" написала Мэри Эллен Уэйт.
Кэтрин Троттер родилась 16 августа 1679 года в Лондоне, в семье шотландского происхождения. Ее отец, капитан военно-морского флота, умер в 1684 году и оставил семью в бедности. С детства считалась вундеркиндом, изучала французский, латынь, древнегреческий, логику, литературу и философию - преимущественно собственными силами.
С юных лет ей пришлось зарабатывать на жизнь для себя и для матери. Она обратилась к драматургии и в своё время прославилась на этом поприще. Ее пьесы были так популярны, что на них подписывались заранее. Первая пьеса Кэтрин Троттер, "Агнес де Кастро", вышла около 1695-1695 года, когда ей было всего 17 лет. Пьеса основана на романе
Афры Бен, который был в свою очередь переводом французского романа. Как и ее "Роковая дружба" 1698 года, пьеса "Агнес де Кастро" посвящена темам любви и дружбы. В начале 1701 года ее комедия «Любовь в убыток» была поставлена в Королевском театре и опубликована в мае того же года. Позже в том же году ее третья трагедия, «Несчастная кающаяся», была представлена в театре Друри-лейн. Пятая и последняя ее пьеса - трагедия под названием «Революция в Швеции» 1706 года.
Кроме того, Кэтрин Троттер Коберн издала роман "Приключения Олинды".
В 1701 году Кэтрин Троттер написала, а в 1702 году - анонимно издала философский трактат "Защита «Опыта о человеческом разумении» мистера Локка". В нем она оппонировала критику Джона Локка Томасу Бернету. У самого Локка дискуссия с Бернетом не задалась: хотя критика Бернета была выдержана в вежливом тоне, Локк ответил на первую часть его "Замечаний" грубо, с переходом на личности, а дальнейшие его "Замечания" просто игнорировал (известно, впрочем, что читал - сохранились его маргиналии). Ответ Троттер на "Замечания" Бернета Локк прочитал и одобрил. Локк приложил немало усилий, чтобы установить авторство и найти Кэтрин, выразил ей признательность и сделал денежный подарок.
Мэри Эллен Уйэт разбирает полемику между Бернетом и Троттер по поводу "Опыта о человеческом разумении Локка". Бернет заявил, что "Опыт" Локка вредоносен для религии и нравственности. Его претензии заключались в следующем: 1) что "Опыт" Локка не предоставляет прочной и полной базы для нравственности; 2) что он не поддерживает достоверность религиозного откровения; 3) что он не предоставляет философского основания для бессмертия души. Бернета особенно пугало локковское представление об отсутствии "врожденных идей" (неужели человек не имеет врожденного нравственного чутья?!) и его утверждение, что душа может иногда не мыслить, например, во сне (дискретность мыслительной деятельности казалась ему противоречащей бессмертию). Троттер доказала абсурдность или непоследовательность возражений Бернета.
Краткое изложение содержания полемики от Мэри Эллен Уэйт:
"«Защита» Кэтрин Троттер Коберн умело отвечает на три основные претензии Бернета к «Опыту» Локка. Бернет заявил, что «Опыт» Локка не дает прочной основы для нравственности. Троттер продемонстрировала, что Бернет ошибся, утверждая, что восприятие добра и зла аналогично чувственному восприятию и, подобно чувственному восприятию, происходит независимо от разума. Согласно Троттер, декларируемое Бернетом "восприятие" добра и зла - не более чем осознание того, что определение действий, известных нам как нравственно хорошие, несовместимо с определением действий, о которых нам известно, что они нравственно плохи. <...> Бернет также заявлял, что принципы Локка в некой степени подрывали устои религии, поскольку из них следовало, что Бог не мог бы сделать добродетель пороком, а порок добродетелью. Троттер возражает, что, в отличие от природных чудес и катастроф, которые можно считать природными "добродетелями" и "пороками", нраственное добро и зло определяются исключительно по отношению к человеческой натуре. Создав человеческую натуру определенным образом, Бог с необходимостью определил нравственное добро и зло в соответствии с этой природой. Следовательно, познание добродетели и порока (нравственного добра и зла) возможно через размышление над человеческой природой. Согласно Троттер, откровение подтверждало эпистемологию Локка, сообщая о том, что человеческая природа - всего лишь несовершенный образ божественной природы; стало быть, мы можем узнать о природе Бога путем размышления над нашей собственной природой и работой нашего ума. Также Бернет вопрошал, как мы можем знать, каким нравственным законам подчиняться без помощи божественного откровения и естественной совести, характеризуемой врожденными идеями. На это Троттер отвечает, что Бернет перепутал врожденные принципы и врожденные, или естественные, способности выносить нравственные суждения о действиях. Такая путаница, заявляет она, характерна для «Замечаний» Бернета, включая его критику локковского утверждения, что душа не всегда мыслит. Троттер защищает позицию Локка на двух основаниях. Во-первых, она демонстрирует, что Бернет приписывает Локку такую концепцию личной идентичности, которая ему не принадлежит. Во-вторых, она демонстирует, что критика Бернета не достигает своей цели - уличить Локка в непоследовательности, которой можно избежать, лишь приняв доктрину о врожденных идеях. Наконец, Троттер демонстрирует, что Бернет использует "соломенное чучело", предполагая, что Локк придерживается взглядов, допускающих, что душа (и, как косвенное следствие, Бог) может быть материальной субстанцией."
Надо сказать, что пункт о бессмертии души - самый скользкий в этих дебатах. Вряд ли, конечно, Локк действительно собирался заявить, что душа не бессмертна, но Бернет увидел опасность в его утверждении, что материя способна мыслить, ведь классический дуализм между "душой" и "телом" подразумевал, что мышление - свойство духа, а не тела (материи), а предположение, что материя способна мыслить может привести к материалистическому отрицанию духовных сущностей или же к пантеизму. Если способность мыслить может быть присуща материи, как мы можем быть уверены, что наша душа не материальна? Если материя способна мыслить, то зачем Бог создал нематериальных духов? Троттер осторожно обходит этот вопрос, говоря, что из локковского допущения, что Бог мог дать некоторым видам материи способность воспринимать и мыслить, не следует с необходимостью отрицание нематериальности и бессмертия души. Сама она, безусловно, в бессмертии души не сомневалась.
Философия Локка оказала на Кэтрин Троттер также и глубокое личное влияние. В 1707 году она сменила веру, перейдя из католичества в англиканство, которое больше сочеталось с ее воззрениями, и опубликовала трактат, объясняющий причины такого перехода - " A Discourse concerning a guide in Controversies; in two letters: Written to one of the Church of Rome, by a person lately converted from that communion". Вскоре она вышла замуж за англиканского священника, Патрика Коберна.
Это был не последний раз, когда Кэтрин Троттер Коберн вступала в полемику с теологами и философами. Другие ее работы:
"A Letter to Dr. Holdsworth, Occasioned by His Sermon Preached before the University of Oxford" (London: Printed for Benjamin Motte, 1726).
"Remarks upon some Writers in the Controversy concerning the Foundation of Moral Duty and Moral Obligation" - Вышло в литературном журнале "The History of the Works of the Learned" в 1743 году.
"Remarks Upon the Principles and Reasonings of Dr. Rutherforth's Essay on the Nature and Obligations of Virtue" (London: Printed for J. & P. Knapton, 1747)
Кэтрин Коберн умерла 11 мая 1749 года. Посмертно вышло ее собрание сочинений: "The Works of Mrs. Catharine Cockburn, Theological, Moral, Dramatic, and Poetical", 2 vols. (London: Printed for J. & P. Knapton, 1751).
UPD: Меня тут поправили: в английском эта фамилия произносится и транслитерируется как "Ко(у)бёрн", не "Кокбёрн", для благозвучия и приличия.
---
Женщины-философы:
Том III. Новое время
Из предисловия Маргарет Кавендиш Кристина Ваза, королева Швеции Энн Конвей Хуана Инес де ла Крус Дамарис Кедворт Машем Мэри Эстелл Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Хросвита Гандерсхаймская Кристина Пизанская Маргарет Ропер Мор Тереза Авильская Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие