Путешествие с котом на метле, часть вторая, минорная

Nov 05, 2019 22:02

Я уже писала о двух первых томах "Ведьминой службы доставки" Эйко Кадоно, и вот недавно залпом прочитала последние три, изданные с иллюстрациями японской художницы Михо Сатаке в "Азбуке". Книжки упоительно красивые, изящные. Особенно понравился третий том, "Кики и другая ведьма", где наша героиня сталкивается с девочкой, которая формально не служит магии, зато обладает небывалыми способностями. В то время как Кики бьётся до полуобморока над каким-нибудь противокашлевым сбором, Кэкэ ничего не стоит лаем созвать собак со всего околотка, изобрести новый для профессиональной пирожницы рецепт булочек или перемещаться в пространстве силой мысли.

- У меня вот, большой палец есть. Если его поставить торчком да улыбнуться от души, то что угодно станет по-моему!

Кэкэ хочет дом Кики, кота Кики, друзей Кики, и будь Кики другим человеком, мы увидели бы на страницах минимум десяток магических поединков. Однако конфликт разрешается в характерной манере Кадоно, странно, поэтично и немного печально.





Вообще быть ведьмой в мире Кадоно - доля не самая весёлая.Помогать и зависеть от чужой помощи, жить на птичьих правах у чужих, в общем-то, людей, трудиться без выходных и отпусков, а также без фиксированной оплаты, имея притом на иждивении разумного кота-подростка. Родители где-то там, далеко, не звонят-не пишут. Зато, когда понадобилась помощь в уходе, активизировались тут же. Будни юной представительницы прекариата описаны жёстко и жёлчно: пробегав несколько часов, Кики получает в награду... леденец. В городе ведьмочку любят, но не как индивидуальность, а как достопримечательность. Нам же в голову не придёт спросить, пообедал сегодня Медный Всадник или голодный стоит. Читатели сетуют на инфантильность героини, её незрелость - а ведь удивительного мало. В то время, как её одногодки учатся, дружат, ссорятся, общаются, социализируются, Кики зарабатывает себе на хлеб. И ладно бы просто зарабатывала! А надо ещё не забывать о почтительности, благодарности, о признательности, о заботливости, о тысяче правил, из которых нет исключений. Приобрести нарядное - да что там нарядное, хотя бы не-чёрное! - платье - серьёзный проступок. Веселиться на городском празднике - беспременно проспишь самое важное в ведовском расписании утро. Так что немудрено, почему Кики мечтает о любви, о замужестве. Личные переживания - хотя бы повод разнообразить ежедневную рутину.

Другое дело, что объект переживаний выбран не вполне удачно.

Томбо - тип вечного многообещающего юноши, который до седой головы останется многообещающим. Ближайшие полвека ему жена будет не нужна. Разве что из экономии, чтобы прислуге не платить. В четвёртой книге есть упоительное письмо Томбо "любимой", где он в экстазе расписывает крастоы природы на горе, куда удалился в каникулы отшельником, а под конец небрежно приписывает:
- Тебе, Кики, тоже хорошего лета.
Вот в этом Томбо весь.
Вольно или невольно, Кадоно подаёт экзальтацию мальчугана, в свои восемнадцать доросшего аж до смотрителя живого уголка, как признак едва ли не духовного просветления, а труд Кики - как погрязание в банальной бытовухе. Даже сардонический Дзидзи в этой низменной среде лишается речи, возвращаясь к первобытному мяву. И сразу возникает вопрос, на кого последние тома "пятилогии" рассчитаны. Детям рефлексии молодой ведьмы пока чужды, подросткам (по крайней мере, некоторым) захочется чего-то более динамичного, менее созерцательного и менее... да-таки, грустного. Не знаю строк печальнее финала пятой книги, "Кики и её волшебство":

Спустя два года Томбо и Кики сыграли свадьбу.
И, разумеется, свадьбу сыграли Дзидзи и Нуну.
А потом прошло тринадцать лет. Так что следующая история начнётся через тринадцать лет и два года. Да, спустя пятнадцать лет.

Собственная история Кики закончилась.

магия, книги для подростков, 21 век, детские книги, иллюстрации, Япония, животные, Азия, 20 век, премия Андерсена, японский язык

Previous post Next post
Up