Дон О'Портер: о коровах и людях

Feb 05, 2019 18:24

Тележурналистка Дон О'Портер [Dawn O'Porter] прославилась по всей Великобритании в 2007 году, когда в передаче Super Slim Me публично испытывала на себе жёсткую низкокалорийную диету с тем, чтобы похудеть до американского нулевого размера. Не помню, чем там дело кончилось, но к концу двухмесячного испытания журналистка жаловалась на слабость, утомляемость и невыносимую бессонницу. В своих передачах О'Портер не чурается самых острых тем: под прицел её камеры попадали полиамория и идеология свободной любви, браки с иностранками "по переписке", многожёнство, генетические исследования на предрасположенность к раку груди. Так к чему это я? Создаётся впечатление, что свой роман "Коровы" [The Cows] журналистка писала на все темы сразу, стремять пробежаться по всем кнопкам и задеть как можно большее число болезненных мест.




[Здесь есть спойлеры]Итак, перед нами три женщины. Им за сорок. Тара -- небогатая одинокая мать, работающая в сфере документального кино. Роскошная Кэм, "лицо движения чайлдфри", ведёт популярный блог и наслаждается всеми прелестями известности, как очевидными, так и сомнительными. Стелла работает секретаршей, мечтает о семье, о ребёнке. Но врачи её не обнадёживают: мать и сестра-близнец Стеллы умерли молодыми от злокачественных опухолей, генетический анализ показал то, что показал, вскоре Стелле удалят по медпоказаниям груди и яичники. Превосходно передан тоскливый ужас героини перед модификацией тела, её метания, её бесконечные вопросы в пространство. Почему мама? Почему Элис? Почему я?

Но не успела я порадоваться, что жив ещё курилка, психологический роман, как стало очевидно: О'Портер написала трёх героинь, двух неплохо, а третью так и блестяще, и -- увы и ах -- что с ними делать дальше, не знает. А когда не знают, как быть с персонажами, их либо убивают, либо выставляют в позорном свете. Мытарства Стеллы могли бы стать началом духовного поиска, но кому интересен духовный поиск? давайте лучше продемонстрируем всем желающим, как женщина, имевшая несчастье заболеть, превращается в циничную и бесстыжую психопатку и строит из себя мученицу, чтобы вернее достичь цели. В "Коровах" бездна юмора, в том числе и самого грубого сортирного. Но обращение к телесному низу по заветам Бахтина не приносит разрядки. Кто будет утверждать, что фарсовая выходка Тары в вагоне метро -- путь к феминистическому освобождению, к эмпауэрменту? Шоу-бизнес не оставил ей выхода: либо сгинь-пропади, либо "лай голосом большой собаки" ((с) Ди Би Си Пьер). В очень хорошей детской книге Суортхаута "Благослови зверей и детей" есть эпизод, где популярный эстрадный комик поспорил с собутыльниками, что его сын, толстый мальчик с хорошим аппетитом, за один присест съест целый торт со сливками. Бедный парень запросил пощады на одиннадцатом куске. Отец проспорил и сделал сыну выговор. "Умей играть по-крупному," -- сказал он, -- "Ты обжора -- будь обжорой из обжор". И вот Тара сыграла по-крупному.

Выиграла ли? При всей внешней резкости, дискуссионности "Коровы" с изумительным тактом огибают актуальные вопросы дискриминации. В их искусственно приглаженном мирке нет ни национального и расового вопроса, ни классовой проблемы, ни эйджизма с эйблизмом, а одна из главных героинь искренне верует: мужчины занимают и веками занимали лидирующие позиции только лишь потому, что делали больше и претендовали соответственно на большее. Да и тема сексизма как такового не раскрыта. Все мужчины в романе милейшие люди, добродетельные, любящие, заботливые, открытые. Персонификацией зла может послужить разве что малолетний папарацци, но его образ вообще не обсуждается. А, кстати, вот его мотивации я бы с удовольствием обсудила. Потому что обсуждать получается больше нечего. Женщины, не будьте жертвами, не идите за стадом, всё наладится. Непонятно как, непонятно когда, да и пословицу "пока солнце взойдёт, роса очи выест" многие здесь припомнят. Стелла (заметно, что я к ней прониклась?) ощущает фальшь и голословность этого утверждения, но дискуссии не получается. Нет спора. Нет обмена мнениями. Неважно, что имеем, важно, как выгодно подать. И это, конечно, трагедия.

журналистка, 2018, 21 век, образ тела, русский язык, сексуальность, happy alone, феминизм, английский язык, Великобритания, болезнь, роман, новинка

Previous post Next post
Up