В 2016 году Международную Букеровскую премию получила малоизвестная корейская писательница Хан Ган [한강], первая кореянка, которую вообще на эту премию номинировали. В интервью она рассказывала, что первые две части книги, собственно "Вегетарианку" и "Монгольское пятно", пришлось писать от руки -- печатать не позволял туннельный синдром. Тему подсказала строчка из Ий Сана, поэта-авангардиста тридцатых годов:
Верую, что людям следовало бы быть растениями.
Собственно, сюжет тем и исчерпывается: некто Ёнхе, преподавательница на почасовой оплате, домохозяйка, замужняя, бездетная, решила вырваться из пищевой цепочки, перестать быть животным и сделаться растением. Перетворить себя в дерево, научиться фотосинтезу, что тут удивительного? Ставил же перед собой Мандельштам задачу:
Роговую мантию надену,
От горячей крови откажусь,
Обрасту присосками и в пену
Океана завитком вопьюсь.
Ёнхе ставит себе задачу опуститься по упругим сходням, по излогам эволюционного процесса ещё глубже. Для начала нужно отказаться от животной пищи -- потому что деревья никого не жрут.
...теперь больше пяти минут поспать не удаётся. Стоит только забыться, как видишь сон. Скорее, даже не сон. Короткие сцены наплывают, сменяя друг друга. Блестящие глаза дикого зверя, кровь, размозжённая голова, затем опять те же дикие глаза, словно поднимающиеся из моего нутра. Просыпаешься, вся дрожа, и проверяешь свои руки. Мягкие ли ещё мои ногти? Слушаются ли меня мои зубы?
Единственное, чему я доверяю, -- моя грудь. Я люблю свои груди. Потому что ими нельзя никого убить. Ведь и руки и ноги, и зубы, и язык, и даже взгляд -- это оружие, способное убить и нанести вред. А груди на такое не способны. У меня есть две такие круглые груди, и значит, всё нормально. Пока всё нормально.
Начиная путешествие в зелёный мир, Ёнхе и не подозревала, что шаг влево-шаг вправо карается отвержением и уничижением со стороны самых близких людей. Что ж вы творите, так и хотелось воскликнуть, женщина всего лишь не ест мяса! Не украла, не убила, не изнасиловала никого, банально отказалась от мяса... и этим уже поставила себя вне общества. Недаром Сюзи Орбах назвала тремя основными темами "Вегетарианки" боль, тело и многие варианты, зачастую очень странные, заботы о себе перед лицом страдания, жестокости и беспорядка. Фактически Ёнхе изничтожает себя, чтобы остаться собой. Оказывается, в корейской культуре существует непереводимое понятие hon, то же, что душа, но без религиозного, связанного с Богом оттенка. Вот этот hon вегетарианка и жаждет сохранить в неприкосновенности, потому что он остаётся после биологической смерти. В детстве Хан Ган представляла себе hon как чистое и мягкое живое существо...
Предыдущий пост о книге:
http://fem-books.livejournal.com/1051164.html