Сири Хустведт, "Что я любил"

Sep 25, 2017 10:44


(я писала отчёт для нашего книжного клуба, но потом подумала, что и здесь он будет вполне уместен. Отчёт содержит спойлеры под катом)
.
Я всегда читаю книгу как минимум дважды, но очень редко меняю своё мнение в процессе второго чтения. И это как раз такой случай.
.
В первом чтении мне страшно мешали три вещи:
.
Во-первых, автор женщина, а роман от первого лица мужчины. Зачем? Какую цель она преследовала? Я этого не понимаю и сейчас. Я не воспринимаю Лео  как мужчину, да и Эрику не вижу как человека, это две плоские и невыразительные марионетки. Впрочем, возможно, это так и задумано? Фактически, это две тени, на фоне которых так выигрышно смотрятся Билл и Вайолет: вот они выписаны очень ярко. Даже по роду занятий: Билл пишет картины - он творец, Вайолет изучает психологию, то есть - реальных людей, а Лео и Эрика - искусствоведы, то есть они исследуют творчество других людей, это несомненно важно и интересно, но по сравнению с реальным творчеством - немного вторично, нет? Билл вообще по типажу похож на Довлатова. (а вайолет на марусю, ну да ладно).
.
Во-вторых, авторка - скандинавского происхождения, а в романе все евреи. Лео и Эрика евреи, Билл еврей, хозяева галерей все евреи, богемные девушки в разных количествах - еврейки, бессменный Ласло Финкельман еврей, и даже Индиго Вест, выступивший свидетелем, тоже еврей. WTF??  Зачем это и почему? Во-первых, это создаёт впечатление, будто нью-йоркскую богему составляют одни евреи, а во-вторых, еврейство всех этих персонажей не играет в сюжете никакой роли. Я в них не верю. В них нет ничего еврейского, кроме имени. И это притянутое за уши бегство из Берлина в 1935 - для чего оно? что несёт для сюжета, для характера персонажа? Да ничего оно не несёт. Это как эйфелева башня на заднем плане в голливудском фильме про париж.
.
и в-третьих.[Spoiler -1]
Это гибель Мэтью. Когда я дочитала до этого момента, то просто закрыла книгу на несколько дней. Это вообще нечестный ход. Мы так не договаривались. Да, мне скажут - ну что ты хочешь, все как в жизни. Ну так вот: я не хочу как в жизни. Как в жизни - мне вполне достаточно самой жизни. Я прочла целую часть длинного (и довольно унылого) романа про нью-йоркскую богему и была готова к длинному и довольно унылому продолжению -- и вдруг это.

Это было как пощёчина. Если бы не клуб, я бы к этой книге не вернулась. А если бы я знала - я бы эту книгу не взяла.
.
И вместе с тем - роман хорош. Это несомненно литература и несомненно - хорошая литература, нравится ли нам выбранная тема или нет.
Конечно, вторая тяжёлая тема книги  (а для кого-то, возможно, она первая) -[Spoiler -2]
это тема детей-вампиров и роли родителей и о том, почему родитель продолжает бежать за ребёнком с протянутой рукой, даже когда ясно, что деточка в руку только плюёт.

Нда, ну тут у каждого свой опыт, а у кого опыта нет - скажите спасибо.
.
Ну и всё-таки - о чём, собственно, эта книга?  И мне кажется - это книга о деградации современного искусства. О том, что Билл с его поисками новых идей и новых решений - лишь промежуточная ступень от классики к Тедди Джайлзу. Без Билла и его поисков не было бы Тедди, они как две стороны одной медали, как свет и тень, как Мэтью и Марк, как Джекил и Хайд.  Общественность никогда не приняла бы Тедди, если бы не была подготовлена Биллом.
Ну это, конечно, наше впечатление как людей, не особо подкованных в современном искусстве и незнакомых с персоналиями нью-йоркской богемы. Возможно, что это просто памфлет, описывающий реальных художников, как сказала одна из участниц обсуждения.

рецензия, рекомендация, карьера, мир искусства, евреи, впечатления от чтения, 20 век, Америка, дети, роман

Previous post Next post
Up