"The Dramatic Literature of Nawal El Saadawi: God Resigns and Isis"

Jan 20, 2017 08:00


В эту книгу вошли две пьесы Наваль эль-Саадави: "Isis" ("Изида") и "God Resigns at the Summit Meeting" ("Бог уходит в отставку на встрече в высших кругах").
Надо сказать, что это "пьесы для чтения", а не "пьесы для сцены".
Написаны они в разное время (1985 и 1996 соответственно), но попали в одну книжку неслучайно - обе непосредственно связаны с темой религии.
"Isis"
Как явствует из названия, в этой пьесе эль-Саадави обращается к египетской мифологии. Довольно смело, в мусульманском мире о языческом прошлом предпочитают помалкивать. Исламские фундаменталисты печально известны уничтожением языческих памятников (на заре христианства тоже такое было...), но даже там, где до таких крайностей не доходят, отношение к старым богам и богиням все-таки настороженное.
Завязка такая: бог солнца Ра свергает богиню Нут, мать Изиды, и объявляет себя единственным богом неба.
Ра заводит новые порядки: единобожие, суровое наказание для еретиков и наследование только по мужской линии. Также он вводит кастрацию слуг в своем гареме и обрезание для своих наложниц.
Единственным богом на земле Ра назначает бога Геба. Впрочем, Геб староват, и ему пора подумать о наследнике. Его любимая дочь - Изида, но по новым правилам она наследовать не может. Геб выбирает Осириса - доброго бога плодородия и мужа Изиды. Коварный Сет, ставший на сторону Ра, устраивает убийство Осириса и сам становится главным богом на земле. Он бы хотел заполучить и Изиду в жены, но она его ненавидит.
У эль-Саадави Изида не может воскресить Осириса, у богов нет такой силы. Но она находит нового Осириса, и он занимает место рядом с ней.
В итоге Изида, богиня справедливости Маат и сын Изиды Гор все-таки одерживают верх над Сетом.
Хотя обращение к языческой теме само по себе дерзко, но здесь оно служит лишь прикрытием критики монотеизма как такового, самой идеи единственного бога, "бога-ревнителя", который не согласен делить свою власть ни с кем. Желание безраздельной власти приводит к жестокости и угнетению всех, кто слабее.

"God Resigns at the Summit Meeting"
В этой пьесе критика монотеизма уже совершенно прямолинейная, даже без такого легкого прикрытия, как в предыдущей. За эту пьесу эль-Саадави привлекли к суду по обвинению в богохульстве.
К Богу приходят с жалобами и вопросами разные люди - пророки, известные библейские персонажи и исторические личности. У каждого и каждой свои претензии, и весьма серьезные.

Моисей хочет узнать, почему евреи не владеют Землей Обетованной от Нила до Евфрата, как им было обещано?
Иисус Христос жалуется, что люди всё меньше ходят в церковь, а женщины так и вовсе распустились, феминистками стали и даже дерзают критиковать Библию, хотя им было велено молчать.
Мухаммад негодует, что христиане и евреи превосходят мусульман во всем и одерживают над ними победы, мусульманские правители не заботятся об интересах своего народа народе, а шейхи выдумывают всякую чушь от имени Аллаха и пророка. Кстати, мне понравилось насчет вождения автомобиля: Мухаммад в пьесе утверждает, что не запрещал женщинам водить автомобиль, в его времена автомобилей вовсе не было, зато были верблюды, и женщины ездили на верблюдах, так почему бы им и машины не водить? :)

Авраам, Отец Всех Пророков, вопрошает, почему его потомки дерутся между собою. И, кстати, зачем Бог так жестоко поступил с Агарью и ее ребенком? А зачем заставил его принести в жертву сына?Ева считает, что была наказана несправедливо.

Дева Мария винит Бога в том, что он причинил ей немыслимые страдания, отправив на мучительную смерть ее сына.

Люцифер устал работать Сатаной и вообще хочет уволиться

В "массовке" много известных персон: египетский король Фарук, Рональд Рэйган, Анвар Садат, Джордж Буш, Клеопатра и Антоний, Нефертити, Эхнатон, Умм Кульсум (египетская певица), Сфинкс, Рабия аль-Адавия (женщина-суфий), Карл Маркс, Зигмунд Фрейд, Биньямин Нетаньяху, Билл Клинтон, богиня Изида с младенцем Гором.
Но самая интересная героиня, которую все остальные видят впервые - Бинт-Алла (Дочь Аллаха). А что, если у Бога есть сын, почему у него не может быть и дочери?

Богу нечего ответить на вопросы и жалобы посетителей.
Когда Авраам и Мухаммад указывают на противоречия в священных книгах, он мямлит обычную ерунду о "контексте" и аллегориях.
Дочь Аллаха вопрошает, почему Бог велел детям Израиля убивать всех женщин, кроме девственниц, которые становились военной добычей? Зачем нужно было требовать обрезания мальчиков и обещать за это взамен землю?
Ответы невразумительные...
Иисус Христос и Дочь Аллаха обвиняют Бога в том, что его священные книги слишком противоречивы и непонятны, допускают множество толкований, что приводит межконфессиональным конфликтам, вплоть до войн.

В общем, под давлением общественности Бог решает уйти в отставку. Пришло время научиться жить без Бога и без Сатаны.

Из плохого: все-таки пришла к выводу, что эль-Саадави антисемитка. Хотя она жестко иронизирует над всеми конфессиями, но евреи у нее местами просто карикатурные, даже самые примитивные стереотипы она не стесняется местами использовать.
Так что, хоть я и люблю хороший антирелигиозный стёб, но это мне изрядно подпортило впечатление.

пьеса, сатира, религия, диссидентка, феминистка, Африка, арабы, английский язык, мифология, Ближний Восток, 20 век, женское обрезание, Египет, арабский язык

Previous post Next post
Up