В эту книгу вошли две пьесы Наваль эль-Саадави: "Isis" ("Изида") и "God Resigns at the Summit Meeting" ("Бог уходит в отставку на встрече в высших кругах").
Надо сказать, что это "пьесы для чтения", а не "пьесы для сцены".
Написаны они в разное время (1985 и 1996 соответственно), но попали в одну книжку неслучайно - обе непосредственно связаны с темой религии.
"Isis"
Как явствует из названия, в этой пьесе эль-Саадави обращается к египетской мифологии. Довольно смело, в мусульманском мире о языческом прошлом предпочитают помалкивать. Исламские фундаменталисты печально известны уничтожением языческих памятников (на заре христианства тоже такое было...), но даже там, где до таких крайностей не доходят, отношение к старым богам и богиням все-таки настороженное.
Завязка такая: бог солнца Ра свергает богиню Нут, мать Изиды, и объявляет себя единственным богом неба.
Ра заводит новые порядки: единобожие, суровое наказание для еретиков и наследование только по мужской линии. Также он вводит кастрацию слуг в своем гареме и обрезание для своих наложниц.
Единственным богом на земле Ра назначает бога Геба. Впрочем, Геб староват, и ему пора подумать о наследнике. Его любимая дочь - Изида, но по новым правилам она наследовать не может. Геб выбирает Осириса - доброго бога плодородия и мужа Изиды. Коварный Сет, ставший на сторону Ра, устраивает убийство Осириса и сам становится главным богом на земле. Он бы хотел заполучить и Изиду в жены, но она его ненавидит.
У эль-Саадави Изида не может воскресить Осириса, у богов нет такой силы. Но она находит нового Осириса, и он занимает место рядом с ней.
В итоге Изида, богиня справедливости Маат и сын Изиды Гор все-таки одерживают верх над Сетом.
Хотя обращение к языческой теме само по себе дерзко, но здесь оно служит лишь прикрытием критики монотеизма как такового, самой идеи единственного бога, "бога-ревнителя", который не согласен делить свою власть ни с кем. Желание безраздельной власти приводит к жестокости и угнетению всех, кто слабее.
"God Resigns at the Summit Meeting"
В этой пьесе критика монотеизма уже совершенно прямолинейная, даже без такого легкого прикрытия, как в предыдущей. За эту пьесу эль-Саадави привлекли к суду по обвинению в богохульстве.
К Богу приходят с жалобами и вопросами разные люди - пророки, известные библейские персонажи и исторические личности. У каждого и каждой свои претензии, и весьма серьезные.
Моисей хочет узнать, почему евреи не владеют Землей Обетованной от Нила до Евфрата, как им было обещано?
Иисус Христос жалуется, что люди всё меньше ходят в церковь, а женщины так и вовсе распустились, феминистками стали и даже дерзают критиковать Библию, хотя им было велено молчать.
Мухаммад негодует, что христиане и евреи превосходят мусульман во всем и одерживают над ними победы, мусульманские правители не заботятся об интересах своего народа народе, а шейхи выдумывают всякую чушь от имени Аллаха и пророка. Кстати, мне понравилось насчет вождения автомобиля: Мухаммад в пьесе утверждает, что не запрещал женщинам водить автомобиль, в его времена автомобилей вовсе не было, зато были верблюды, и женщины ездили на верблюдах, так почему бы им и машины не водить? :)
Авраам, Отец Всех Пророков, вопрошает, почему его потомки дерутся между собою. И, кстати, зачем Бог так жестоко поступил с Агарью и ее ребенком? А зачем заставил его принести в жертву сына?Ева считает, что была наказана несправедливо.
Дева Мария винит Бога в том, что он причинил ей немыслимые страдания, отправив на мучительную смерть ее сына.
Люцифер устал работать Сатаной и вообще хочет уволиться
В "массовке" много известных персон: египетский король Фарук, Рональд Рэйган, Анвар Садат, Джордж Буш, Клеопатра и Антоний, Нефертити, Эхнатон, Умм Кульсум (египетская певица), Сфинкс,
Рабия аль-Адавия (женщина-суфий), Карл Маркс, Зигмунд Фрейд, Биньямин Нетаньяху, Билл Клинтон, богиня Изида с младенцем Гором.
Но самая интересная героиня, которую все остальные видят впервые - Бинт-Алла (Дочь Аллаха). А что, если у Бога есть сын, почему у него не может быть и дочери?
Богу нечего ответить на вопросы и жалобы посетителей.
Когда Авраам и Мухаммад указывают на противоречия в священных книгах, он мямлит обычную ерунду о "контексте" и аллегориях.
Дочь Аллаха вопрошает, почему Бог велел детям Израиля убивать всех женщин, кроме девственниц, которые становились военной добычей? Зачем нужно было требовать обрезания мальчиков и обещать за это взамен землю?
Ответы невразумительные...
Иисус Христос и Дочь Аллаха обвиняют Бога в том, что его священные книги слишком противоречивы и непонятны, допускают множество толкований, что приводит межконфессиональным конфликтам, вплоть до войн.
В общем, под давлением общественности Бог решает уйти в отставку. Пришло время научиться жить без Бога и без Сатаны.
Из плохого: все-таки пришла к выводу, что эль-Саадави антисемитка. Хотя она жестко иронизирует над всеми конфессиями, но евреи у нее местами просто карикатурные, даже самые примитивные стереотипы она не стесняется местами использовать.
Так что, хоть я и люблю хороший антирелигиозный стёб, но это мне изрядно подпортило впечатление.