Вера Гедройц

Sep 07, 2016 00:47



Узнала о совершенно удивительной женщине - Вере Гедройц. Прославилась она в первую очередь как выдающийся врач-хирург, но кроме того писала стихи и автобиографические повести. Конечно, она не входила в число лучших поэтесс своего времени - Серебряный век, сложно выделиться, и стихи много критиковали, однако, далеко не бездарна.
Публиковала стихи под именем своего рано умершего брата Сергея Гедройца и часто - в мужском роде. Почему? Наверно, опубликовать от женского имени любовное стихотворение, посвященное женщине, было бы слишком скандально, если вообще возможно:

"НЕ НАДО"
Не надо -- нет -- не разжимай объятий
Не выпускай меня -- не надо слов.
Твой поцелуй так жгуче ароматен,
И, как шатер, беззвезден наш альков.
Еще -- опять -- века изжить в мгновенье,
Дай умереть -- сама умри со мной.
Ночь молчаливая льет чары исступленья,
Росою звонкою на землю сводит зной.
Вот распахнулись звездные палаты,
В лобзаньи слившись жизнию одной,
Не надо -- нет -- не разжимай объятий,
Дай умереть! Сама умри со мной!

Краткая биография:Вера Гедройц, литовского княжеского рода, родилась в 1870 году в Киеве (по другим данным -  в селе Слободище Брянского уезда Орловской губернии), училась в Брянской женской прогимназии (где учительствовал В.В. Розанов), позже на курсах П.Ф. Лесгафта в Петербурге. Там же сошлась с революционным кружком В.А.Вейнштока, и в 1892 году была выслана в поместье отца под надзор полиции.
После успешной сдачи экзаменов Лесгафт посоветовал Вере Игнатьевне поступать в медицинский университет, но в Российской империи это невозможно для женщины, а выехать заграницу, находясь под полицейским надзором, тоже нереально.
В 1894 году вступает в фиктивный брак со своим петербургским другом капитаном  Белозеровым и с новым паспортом, сменив фамилию, бежит за границу.
В Лозанне поступает в университет на медицинский факультет, который окончила в 1898 году со степенью доктора медицины и хирургии. Первые операции проделаны ею под руководством Цезаря Ру, широко известного в Европе врача и ученого. Цезарь Ру берет ее в свою клинику, где спустя некоторое время она становится старшей ассистенткой и в качестве приват-доцента читает спецкурс. Здесь же, в Лозанне, она встречает любимую женщину - Рики Гюди.
В Европе ее ждала бы блестящая карьера, однако семейные обстоятельства прерывают ее. Она получает письмо от отца, в котором он сообщает, что ее сестра умерла от воспаления легких, а ее мать находится в крайнем нервном состоянии; отец умоляет ее вернуться домой как можно скорей.
Оставив и любимую, и карьерные перспективы, Вера возвращается в Россию. Она и Рики Гюди планировали воссоединиться - Рики должна была приехать в Россию, но этого, увы, не случилось.
В 1902 году сдает экзамены в Московском университете - ей необходимо подтвердить иностранный диплом. Несколько ранее она получает место хирурга в больнице Мальцевских заводов портландцемента Калужской губернии. Много работает и публикует серьезнейшие статьи в научных журналах.
Весной 1904 года Вера Гедройц отправилась добровольцем на фронт русско-японской войны хирургом санитарного поезда Российского общества Красного Креста. Она впервые начала оперировать раненых на поле боя. Также она разработала систему сортировки раненых. Получила несколько медалей.
В 1905 году ее назначают главным хирургом больниц Мальцевских заводов и главным врачом Людиновской больницы, и в этих должностях она пребудет до 1909 года. В том же 1905 году ее тайный и фиктивный брак с Н.А. Белозеровым по желанию Гедройц расторгнут (в 1907 году ей будет возвращен титул княжны и девичья фамилия).
В 1909 году, благодаря рекомендации Е. С. Боткина, а также военной славе Гедройц, императрица Александра Фёдоровна пригласила её занять должность старшего ординатора Царскосельского дворцового госпиталя. Назначение на столь высокую должность (VII ранг) женщины было крайне негативно воспринято старшим врачом госпиталя Н. М. Шрейдером, но он был вынужден подчиниться воле императрицы. Также Гедройц лечит царскую семью и обучает медицине Александру Фёдоровну и ее дочерей.
В апреле 1917 года Вера Игнатьевна прибыла на Юго-Западный фронт. Её определили младшим врачом в перевязочный отряд 6-й Сибирской стрелковой дивизии. Однако, благодаря высокой квалификации, большой трудоспособности и своей известности в медицинских кругах, она быстро пошла на повышение - доросла до звания корпусного хирурга, что было для женщины крайне высоким постом (уровня подполковника).
В январе 1918 года Вера Игнатьевна получила ранение и была эвакуирована в Киев. В Киеве она и прожила остаток своей жизни. Она продолжала работать, печатала статьи в медицинских журналах, читала лекции.
В киевский период Вера Игнатьевна работала над циклом основанных на автобиографическом материале повестей под общим условным названием «Жизнь». Известны пять повестей: «Кафтанчик», «Лях», «Отрыв», «Шамань» и «Смерч»; три из них в 1930-1931 годах были опубликованы.

В 1929 году Вера Гедройц была избрана заведующей кафедрой факультетской хирургии на место уволенного в ходе репрессий против украинской научной интеллигенции (знаменитое Дело «Союза освобождения Украины») Е. Г. Черняховского. Однако в 1930 году её также уволили из университета без права на пенсию (все-таки классово чуждая). На сбережённые средства и гонорары от изданий Вера Игнатьевна купила дом в пригороде Киева. Она почти оставила хирургическую деятельность, но продолжала оперировать в больнице Покровского монастыря.
В 1931 году Вера Игнатьевна заболела раком, её оперировали, удалили матку. В 1932 году возник рецидив опухоли, и в марте она умерла.Описывали ее так: она имела высокую, выше многих мужчин, грузную фигуру, одновременно с тонкими и выразительными чертами лица. Говорила низким голосом и обладала большой физической силой. Носила брючный костюм, пиджак с галстуком, мужские шляпы, шубу с бобровым воротником, коротко стриглась. Много курила, среди любимых развлечений были игра на бильярде, стрельба в тире, охота и верховая езда. В то же время, играла на скрипке и писала лирические стихи. Периодически говорила о себе в мужском роде. Ее называли Сафо и «Жорж Санд Царского Села»
Гедройц была открытой лесбиянкой. Кроме юношеского романа с Рики Гюди, у нее были отношения с графиней Марией Нирод, с ней она прожила последние 14 лет своей жизни.

Приведу еще стихотворение "Госпиталь":

ГОСПИТАЛЬ
Квадрат холодный и печальный
Среди раскинутых аллей,
Куда восток и север дальний
Слал с поля битв куски людей.
Где крики, стоны и проклятья
Наркоз спокойный прекращал,
И непонятные заклятья
Сестер улыбкой освещал.
Мельканье фонарей неясных,
Борьба любви и духов тьмы,
Где трех сестер, сестер прекрасных
Всегда привыкли видеть мы.
Молчат таинственные своды,
Внутри, как прежде, стон и кровь,
Но выжгли огненные годы --
                                   Любовь

Еще стихотворения здесь

медицина, русский язык, лесбиянка, Украина, поэзия, забытые имена, ЛГБТ, 20 век, Россия, судьба женщины, врачи

Previous post Next post
Up