Нашла по этой ссылке:
http://hindi-guru.ru/hindi-russkij-razgovornik/131-indiyskiy-mesyaceslov.html - отрывок из романа Куррат Уль-Айн Хайдар "Кто шёл с нами до рассвета" в перевода А. Сухочева.
…Кончились дожди, взрастившие хороший урожай джута. На пристанях и переулках звучит музыка. А на полях уже волнуются ярко-зелёные побеги риса. Под навесом собравшиеся отдохнуть крестьяне слушают песни странствующих певцов: известного Шейха Мадана, факира Дургаи, юродивого Канаи. Под сводами только что построенного деревенского храма звучат их чистые, звонкие голоса <…>
Облака плывут лёгкими клочьями. В ночном небе как доброе предзнаменование сияет луна. Вода озёр отражает полёт цапель, и кажется, что в ней расцветают тысячи белых лотосов. Брахманы, кормящиеся в богатых домах, уже чувствуют наступление тёплого сезона, говорит деревенский поэт.
Вскоре над водами разливается нестерпимый зной месяца ашвин. Жар алого, словно выкрашенного синдуром, солнца причиняет страдания нежным цаплям. В камышах загрустили пёстрые птахи и утки. Созрел сахарный тростник. Своенравная река обрела неторопливую степенность и вошла в привычные берега. Над поверхностью воды показались кроны деревьев. Домики на пригорках кажутся островами среди изумрудной зелени. А по реке уже снуют вёрткие чёлны. На песчаной бахроме берегов видны отпечатки гусиных лап. Орошённая плодородная земля снова принимает в своё лоно семена риса. Подправляются хижины. Люди готовятся к празднику Дурга-пуджа, украшают дома и храмы. По всей стране звучит музыка, ибо Дурга возвращается в родительский дом. Во всех семьях готовятся к встрече замужних дочерей, ведь каждая хозяйка в индусском доме - мать Дурги, каждый хозяин - Гирирадж. Всюду шумно празднуют это событие. Изображение богини в раскрашенных лодочках приносят на берег реки и с пением гимнов пускают по воде.
Ночью в месяц картик в прозрачном озере небес плывёт созревший лотос луны. Просёлочные дороги завалены шелухой от стеблей сахарного тростника. В воздухе вьётся желтовато-коричневая пыль. На полях попугаи выклёвывают зёрна из метёлок проса. Рыбаки забрасывают сети в реку, озарённую ярким светом луны. У реки на влажной земле спят пастухи. Мелодии свирелей тревожат души паломников. В выси привольно течёт Небесная река. Летящие цапли и белые облака - вот её берега, а звёзды - это раскрывшиеся на ней лотосы, говорит деревенский поэт.
В месяц агхан созревает рис. На базарах царит оживление. Состязаются певцы. В каждом доме готовят кашу из риса нового урожая.
В лунные ночи месяца пус сети переполнены серебристой рыбой. Для хранения урожая строят хижины на высоких сваях. Люди собираются вокруг костров послушать песни о былых временах и подвигах. По ночам из джунглей выходят шакалы. Зацветает горчица. На реках состязаются гребцы. Песни разносятся над речными путями.
В длинные ночи месяца магх обезьяны дрожат от холода, жмутся поближе к очагам собаки. Девушки зажигают лампы и садятся вышивать тёплые покрывала.
Паломники из чужих краёв, останавливающиеся на ночлег, просят у местных жителей соломы или мякины для подстилки. Старики уже не покидают лачуг с теплящимися очагами. Неподалёку от снопов неочищенного риса горят костры из кизяка. Паломники, ссорясь друг с другом, сидят на корточках у костров. В последнюю из тёмных холодных ночей лунного месяца разжигают свои курильницы ведьмы и колдуны.
Постепенно рассвет затопляет деревни. Полукруг небосклона убран алыми цветами. Набросив на голову вышитое покрывало, Уша возвращается в дом свёкра. Потом из-за баньяна показывается кроваво-красное, как сок листьев бетеля, солнце. Оно заглядывает в лачуги садовника, ювелира и маслодела. Дочери садовника уже срезают в саду цветы и собирают в букеты. Дочь маслодела чистит посуду на берегу пруда. Рано утром лучи солнца падают и на спину быка, в спокойной дрёме нежащегося на лужайке среди горчичных цветов. Собравшись в переулке, громко славят Кришну и Радху закутанные в рубища и заплатанные одеяла паломники, их голоса будят обитателей деревни. Заработали прессы, выжимающие сок из сахарного тростника. Круги неочищенного сахара уже покатились в лавки торговцев, говорит деревенский поэт.
В джунглях осыпаются листья с деревьев палаш. Из чащи доносится рёв тигра. На пригорках под холодной зимней луной распускаются орхидеи. К празднику Сарасвати из глины лепят фигурки богини и сушат их на солнце. Созревает горчица.
В месяц фальгун приходит весна со свитой из диких пчёл, пробираясь сквозь зеленеющие бамбуковые рощи. Веют нежные ветры с юга. Девушки украшают волосы бутонами. Лодочники в раскрашенных лодках вышли на речные просторы. В цветущих лесах загудели мохнатые шмели. <…>
В месяц чайт, словно пропитанный мёдом, зацветает дерево палаш. С гульмохара начинают опадать лепестки. Земля в лесу усыпана жёлтыми и красными листьями. В манговых рощах слышно пение кокила. Солнце, красное, как клюв попугая, с каждым днём становится всё злее. <...>
В месяц байсакх повсюду разливается благоухание цветущего дерева шипхали и лианы мадхави. Покрываются цветками ветви деревьев ашока, амальтас, махуа и шишам. Сажают джут. Приятный ветерок сменяется палящими смерчами.
В знойный месяц джетх начинают высыхать пруды и озёра. Мелкие болотные птицы, цапли и орлы летают лениво, чуть шевеля крыльями. Свирепые тайфуны, грозные ураганы срывают крыши с домов, валят стены, в клочья рвут паруса судов. Налетает разбойник ветер, и дождём сыплются на землю несозревшие плоды. Базары и ярмарки завалены манго. Выбросил метёлки рис. Ночью льются ароматы чампы и чамели. Нищие крестьяне снова принимаются за починку лачуг и порванных сетей. В ожидании сезона дождей плетут новые сети. Палящий зной, страшная засуха. О Аллах, пошли нам дождь, пошли дождь, говорит деревенский поэт.
И опять в месяц асарх со стороны Бенгальского залива надвигается рать тёмных дождевых туч. Погода вновь, как по волшебству, принимает другой облик. Теперь она носит ожерелье из белых цапель, кутается в одежду из тёмных туч, ходит с тростью - радугой, с украшенным флажками посохом - молнией, чтобы устрашить раздетых и разутых. В лесу кричат измученные жаждой павлины. Небо превратилось в тёмное древо воды, ветви которого клонятся до самой земли. Отягощённые плодами стебли розовых бананов подставляют под дождь свои листья-пригоршни и жадно пьют собранную воду. За сливовыми деревьями бежит речка. Цапля внимательно следит за дрожащими в воде листьями: не мелькнёт ли между ними зазевавшаяся рыбёшка. Жена бедного крестьянина, укутав голову тряпьём, тщетно старается залатать протекающую кровлю. Лесные племена брызгают кровь на корни деревьев, чтобы умилостивить Дургу, и пьют пальмовое вино из глиняных чаш, говорит деревенский поэт.
Разливаются реки. В джунглях ревут слоны. Берега рек превращаются в болота. Из нор выползают змеи. Прибавляется дел у деревенских лекарей. Люди с зонтами в руках спешат к причалу, переходя ручьи по лёгким бамбуковым мосткам. Бурная река безжалостно проглатывает лёгкие чёлны. Река с корнем вырывает могучие деревья, смывает деревни. Гибнут люди и скот.
Горестна моя судьба. Всё унесла река. О Аллах, ты создал мир, а потом отобрал у меня джут и рис. Как печальна моя судьба! О Аллах! Я обещал продать рис и пожертвовать тебе золотое кольцо. А теперь всё забрала река. Сколько людей, сколько скота принесено в жертву реке! О Аллах, Аллах!
Так говорит деревенский поэт.
Кровь из носу, я это читать буду!