В статье о перуанской литературе нашла информацию о двух писательницах конца 19-го - начала 20-го века, которые стояли у истоков национальной литературы Перу.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d1/Clorinda_Matto_de_Turner.jpg/320px-Clorinda_Matto_de_Turner.jpg)
"Первым (и на долгие годы единственным) индихенистским (FV - индихенистский - посвященный угнетению коренного населения) романом не только Перу, но и всей Латинской Америки считается роман Клоринды Матто де Турнер (1852-1909) «Птицы без гнезда» (1889) с посвящением Мануэлю Гонсалесу Праде. Хотя это произведение и сохраняло во многом дух романтической школы, в нем было и нечто принципиально новое: во-первых, резкая критика феодальных пережитков в тогдашнем перуанском обществе; во-вторых, разоблачение конкретных виновников бедственного положения индейца - попа, губернатора и местного старосты (касика), образующих своеобразный роковой «треугольник». Эта зловещая троица с некоторыми вариациями (например, помещик вместо губернатора) будет впоследствии кочевать по многим индихенистским романам Перу и других стран, приобретая порой черты определенного литературного штампа. Темпераментная и искренняя в деле защиты индейцев, писательница, однако, была далека от политического радикализма и, стоя на просветительских позициях, считала, что народ может быть освобожден лишь путем всемерного распространения грамотности и культуры.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/84/Mercedes_Cabello_de_Carbonera.jpg)
Почти одновременно с творчеством Клоринды Матто де Турнер, отразившим действительность внутренних, индейских, районов страны, развернулось творчество другой талантливой писательницы - Мерседес Кабельо де Карбонера (1845-1909), сделавшей своей темой преимущественно Лиму, ее политическую и светскую жизнь. Поборница женской эмансипации, воспитанная на идеях позитивистской философии, Мерседес Кабельо в истории перуанской литературы считается зачинательницей критического реализма.Сделав своей темой коррупцию и разорение высших слоев (романы «Бланка Соль» и «Последствия»), писательница, по словам Тамайо Варгаса, «хотела создать реалистическую литературу в (Латинской) Америке, но боролась за реализм, находясь во власти сентиментального взгляда на жизнь и, главное, весьма строгих моральных правил». В романах, повестях и литературоведческих и феминистских эссе Мерседес Кабельо прослеживаются самые различные симпатии и влияния, но прежде всего влияние французских классиков - Бальзака и Флобера, Доде и Золя. Перу этой передовой женщины своего времени принадлежит и пространное эссе о творчестве и философских взглядах Л. Н. Толстого, который, по свидетельству критики, также оказал на нее известное влияние. Важным моментом при оценке общественных и эстетических взглядов писательницы является ее последовательный подход к художественному слову как к орудию преобразования общества и инструменту политической борьбы."
Как я поняла, их произведения не переводились на русский. Однако
о Клоринде Матто де Турнер есть интереснейшая статья в русской википедии.