В то время всего две женщины в Советском Союзе были обладательницами дипломов капитанов дальнего плавания : Анна Ивановна Щетинина в Дальневосточном пароходстве и Берта Яковлевна Рапопорт в Черноморском. .
26 февраля 1908 года на небольшой станции Океанская под Владивостоком в семье стрелочника Ивана Щетинина родилась девочка, названная при крещении Анной. В 1925 году по окончании школы ей удалось поступить на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. Уже в годы учебы Анна начала плавать на морских судах, сначала учеником, а затем матросом.
В 1929 году Анна окончила техникум и получила направление в Камчатское пароходство, где за пять с небольшим лет прошла путь от матроса до капитана дальнего плавания - карьера по тем временам небывалая. Трудно сказать, не хватало тогда кадров или же до такой степени доверяли молодым, но за своим первым судном Анна Щетинина отправилась в Гамбург, откуда ей предстояло перегнать парохода «Чавыча» на Камчатку.
Именно тогда о ней и начала активно писать иностранная пресса, как никак событие тянуло на полновесную сенсацию - у «Советов» капитаном дальнего плавания стала совсем юная женщина.
Анна Щетинина читает книгу в своей каюте. 1935 г.
А.Щетинина. Фото Д.Дебабова 1939 г.
Первые годы Анне пришлось совершать рейсы в Охотском море, «славящемся» своими штормами и коварством. Уже в феврале 1936 года море проверило молодого капитана на прочность. Пароход «Чавыча» был затерт льдами, и в течение 11 суток экипаж боролся за его спасение. Все это время капитан Щетинина не покидала мостика, руководя экипажем и выбирая момент, чтобы вырваться из ледового плена. Пароход был спасен и практически не получил повреждений.
1936 год был отмечен для Анны Ивановны Щетининой еще одним знаменательным событием - она получила свою первую государственную награду, ей вручили орден Трудового Красного Знамени.
В 1938 году Щетинину назначили начальником рыбного порта, но как только представилась возможность, она уехала на Балтику и поступила на судоводительский факультет Ленинградского института водного транспорта, где за два с половиной года успела окончить 4 курса. Продолжить учебу помешала война.
В тяжелейших условиях первых месяцев войны Анна Щетинина на пароходе «Сауле» под вражеским огнм перевозила различные грузы и войска, участвовала в эвакуации Таллина. В представлении к награждению Щетининой боевым орденом Красной Звезды было написано «За образцовое выполнение задания правительства и военного командования и проявленное мужество в операциях на Балтике». После Балтийской эпопеи ее вернули на Дальний Восток, где в течение всей войны Анна Щетинина водила суда с военными грузами через Тихий океан.
В капитанской рубке учебно-производственного судна "Меридиан" 1970-е гг.
В мирное время Щетинина преподавала в морских академиях Ленинграда и Владивостока, стала автором книг по теории и практике судоходства. Анна Ивановна умерла осенью 1999 года. В родном Владивостоке ей установлен памятник, сооруженный на средства судоходных компаний и портов. В 2006 года имя Щетининой присвоено мысу на полуострове Шкота в Японском море
![](http://zhurnal.lib.ru/img/t/tonina_o_i/ussr_navy_women_003/001.jpg)
.
Рапопорт Берта Яковлевна родилась в городе Одесса 15 мая 1914 года. Отец Рапопорт Яков Григорьевич - столяр. Мать Рапопорт Рашель Ароновна - домохозяйка.
В 1922 году поступила в школу, которую закончила в 1928. В 1926 году принята в комсомол. В 1928 году поступила в Одесский морской техникум на судоводительское отделение. Практику проходила на паруснике "Товарищ", учебном судне Одесского морского техникума. Закончила техникум в 1931 году и получила диплом штурмана дальнего плавания. С 1 февраля 1932 года 4-го помощник капитана на теплоходе "Батум-Совет". В 1933 году 3-го помощник капитана на молодежно-комсомольском теплоходе "Кубань". С октября 1934 года 2-й помощник капитана на пароходе "Катаяма" . С 5 февраля 1936 года старший помощник капитана парохода "Катаяма".
В 1936-м о старпоме Берте Рапопорт благодаря газетам знал весь Союз! Да что там - и Европа тоже! Когда ее пароход «Катаяма» причалил в Лондоне, собралась толпа встречающих. Всем было интересно глянуть на женщину-старпома. На следующий день в одной из английских газет появилась статья «Первая в мире женщина-моряк». В статье со всеми подробностями описывались ее внешность, одежда, цвет глаз, волос и даже маникюр. Тогда уже, да и потом, все годы моряки ее называли «наша легендарная Берта».
17 октября 1938 года стал роковым днем для Рапопорт. «Катаяма» шел с грузом пшеницы из Мариуполя в Ливерпуль. В то время Средиземное море патрулировали корабли испанских фашистов. - К пароходу приблизилось военное судно, с него просигналили: «Немедленно остановитесь. Иначе будете расстреляны!» - рассказывает Аркадий Хасин. - Капитан остановил ход.
К рассвету по приказу франкистов советский пароход взял курс на испанский остров Майорка. С приходом в порт Пальма почти весь экипаж вместе с капитаном был отправлен в концлагерь. На пароходе остались Берта и пять моряков - боцман, два матроса, машинист и кочегар. Уходя, капитан сказал Берте: «К вам переходят мои полномочия. Держитесь. Не поддавайтесь на провокации». На следующее утро по команде Рапопорт на кормовом флагштоке был поднят флаг СССР. Фашисты хотели сорвать, но Берта заявила: «Пока мы остаемся на борту, вы не посмеете дотронуться до нашего флага. Палуба парохода - территория моей Родины, СССР!»...
В итоге оставшуюся команду отправили в концлагерь. Берту Яковлевну отвезли в женскую тюрьму. Ночью советскую морячку вызвали на допрос, где обвинили в снабжении оружием испанских республиканцев. Во время допроса от сильного удара она потеряла сознание. Очнулась уже в камере. Потянулись унылые тюремные будни. Кормили отвратительно. Для мытья использовали помойное ведро. На прогулки водили редко, а Берта Яковлевна была лишена их вовсе - к ней применяли особый режим. И она объявила голодовку.
К ней пожаловал сам начальник тюрьмы. Он был предельно вежлив и пообещал, что, если Берта прекратит голодовку, ей будут созданы более благоприятные условия. Но она отказалась.
Ночью Берту Яковлевну перевезли в концлагерь. 8 месяцев она жила в бараке за колючей проволокой. А когда настал долгожданный день освобождения, проститься с ней пришел чуть ли не весь концлагерь. Испанки даже вручили ей букет полевых цветов. Впервые за долгие месяцы плена она не смогла сдержать слез...
В 1946 году ее наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В 1948 году Берту Яковлевну уволили с должности капитана и перевели на диспетчерскую работу.
1957 г. Диспетчер Берта Раппопорт.
**
http://kp.ua/daily/060309/171958/ Еще о женщинах-капитанах