Плотник - ЦБД. Реж. А.Василевич

Apr 23, 2022 08:20


Итак, вместо мастер-класс по травматичному письму я пошел на читку пьесы "Плотник", которую Настя Василевич сделала с Анжеликой Барчан и Стасом Чеховским.

Я очень хорошо знаю этот текст, смотрел его на Любимовке осенью 2021-го и он меня очень поддержал. Ридер той читки Наташа Боренко говорила о такой теории, что когда находишься внутри травматичной ситуации то медитация должна помогать.

Настя Василевич перед показом сказала как раз про медитацию, но в самом показе на нее намекала разве что музыка Стаса Чеховского, который наколдовал на своем музыкальном аппарате какие-то звуки будистских колокольцев, которые вдруг переливались в модные ритмы.

Анжелика Барчан читала текст, как будто к ней был подключен электрический провод. Я точно не могу назвать это медитацией, это была нервная энергия. Энергия чего? В этом загадка пьесы Головановой. Там нет исходного события, нет контекста, нет цели этого всего пути - авторка оставила это за кадром. Остается только молодая женщина, которая своими руками строит дом. Не совсем понятно зачем. То есть понятно, что это попытка сделать что-то своими руками, восстановить какой-то порядок, связь времен, свою связь с миром, с прошлым, которого не знал. Но чтобы этого захотеть что-то должно произойти, и что именно случилось, непонятно. Очень похожее у меня ощущение от "Радзіва Прудок". Но и у Горвата, и у Головановой само качество проживание компенсирует это отсутствие сюжета.



Героиня "Плотника" пилит листы OSB, чтобы сделать пол и крышу. Она подробно описывает, что у нее получается, а что нет. И у Анжелики Барчан очень точно схвачена эмоция раздражения от неудачи, от неподходяще выпиленного треугольника, занозы, клеща. Со всеми этими неприятностями героиня лихо тут же справляется. И остается ощущение, что именно это фрустрацией она и запитана. Описания города у Анжелики звучат едко и саркастично, отдельные эпизоды вообще звучат как стэндап (особенно мой любимый фрагмент про соседа Сашу, который все напрашивается помочь, приговаривая "Нет проблем", но его возвращения домой ждет руки в боки жена - "Возможно у Саши будут проблемы" финальная реплика эпизода звучит идеальным панчем). В том, что у нее что-то не получилось звучит какая-то продуктивная самаирония. Она как будто бы не замыкается на том, что у нее что-то не получилось, а только досадует, что сладкий миг неизбежной победы отсрочен ещё на денек.

В неудаче и сложностях будто бы нет ничего страшного, нужно только иметь, извините, ресурс на его преодоление. И его можно, кажется мне после этого спектакля, черпать не только из спокойствия и медитации, но и из раздражени и злобы. И это елеем ласкает моё сердце, в котором сейчас очень много раздражения и зла. Вот говорят, зла не хватает, а мне как раз хватает зла. Стало быть надо строить дом.

Чеховский, Голованова, Барчан, ЦБД, А.Василевич

Previous post Next post
Up