Крейцерова соната в Театре Горького. Реж. М.Матох

Mar 28, 2021 14:28

Круто, что молодой режиссёрке дают ставить Толстого. И спектакль получается вполне себе молодежный. Там много движения, много хорошего живого ритма. У спектакля чувствуется структура, очень интересно, как выстраиваются конфликты такими зигзагами. Вот несчастливые супруги, вот их любовный треугольник, вот мы, которые слушаем всю эту историю. Это сделано умно и от этого смотреть спектакль должно быть интересно.

Моя лично проблема в восприятии этого материала, что его идейность настолько сильно давит, очень трудно его воспринимать критично. И от этого идейность легко превращается в идеологичность.

Александр Вергунов играет Позднышева. Ревнивец-муж, убивший неверную супругу. Это ведь не спойлер? Развязочка всей этой семейной драмы задается в самом начале. И весь спектакль Позднышев долго и подробно объясняет свой поступок. Даже излишне подробно, что остроумно в самом спектакле подчеркивается. Эмоционально монологи Вергунов играет на таком накале, будто застали мы его героя с ножом над еще тёплым трупом. И от этого получается такое эмоциональное оправдание убийства из ревности. И противоречие Толстого по поводу того, что жить во грехе нельзя, но и убивать нельзя - в спектакле не выглядит таким противоречивым.

Получился больше спектакль про то, что разврат - это плохо. Обратите внимание, насколько горячо сейчас обсуждаются именно проблемы в отношениях. Полиамория, домашнее насилие, осознанная телесность, всевозможные сексуальные практики. Все это у Толстого есть, и спектакль в этой дискуссии занимает самую консервативную из возможных точек зрения. Если молодая режиссерка сделала это специально, то это в высшей степени странно. Я все же надеюсь, что цель была сделать более парадоксальный спектакль. То есть попытки придать материалу объём есть. Жену играет Виталина Бидюк, эмоционально, легко, загадочно. Но монолог Вергунова настолько страстный, что, к сожалению, с ним можно только спорить или соглашаться. Какого-то чуда, когда ты вдруг находишь парадоксы и слабости в своих убеждениях, не происходит.
Я все же настаиваю, что молодых режиссеров надо поддерживать, и призываю ходить на такие спектакли. Но признаться, с трудом себе представляю дискуссию после этого спектакля. Спорить о том, что измена - это плохо?

А.Вергунов, М.Матох, В.Бидюк, Театр Горького

Previous post Next post
Up