"Страх" Свободных Купаловцев (Реж. Н.Пинигин)

Apr 16, 2021 12:39





Итак, спектакль "Страх".

Купаловцы выбрали, наверное, самый нужный сейчас драматический материал. Принципиально понимать, что Брехт принципиально писал только о тех проблемах, которые считал решаемыми. Вот и страх в этом спектакле стоит рассматривать как такой, который можно побороть.

Побороть страх можно, если встречать его лицом к лицу, если не отворачиваться и не игнорировать его. Поэтому посмотреть (и пересматривать) этот спектакль стОит из ракурса "что именно лично меня пугает". В целом, терапевтический потенциал театра использует очень редко.

Многие из нас боятся за свою жизнь и свободу, а так же за своих близких, это здоровая реакция на угрозу безопасности. Проблема в том, что нами манипулируют с помощью страха.

Брехт очень точно подмечает в своих спектаклях, что угроза физической расправы не самое страшное и отвратительное, что происходит с людьми в тоталитарной стране. Недоверие, которое разрушает отношения между людьми, порой самыми близкими. Самые пронзительные истории в спектакле они как раз про это.

Спектакль замечателен, конечно, актерским составом. Посмотреть, как работают такие замечательные мастера, как Манаев, Сигов и другие - это привилегия. Мне лично очень понравилось то, как аккуратно все срежиссировано. Сухо и точно, это очень соответствует брехтовскому художественному мировоззрения. Остается сожалеть, что мы видим этот спектакль онлайн, а не живьем. Но меня успокаивает, что в гитлеровской Германии не было и этой возможности.



Обычно Брехт писал тексты про абстрактные "не-здесь" и "не-сейчас", даже когда особых цензурных потребностей в этом не было. Но "Страх и нищета Третьего рейха" специально написаны прямым текстом. В том числе, чтобы эмоционально рассказать тогдашним обывателям из других стран, что же именно происходит в "личной жизни расы господ" (английское название пьесы). Премьера была в Париже, ее несколько раз показывали в Америке, в том числе на конгрессе открытия ООН (там эту пьесу могли видеть члены белорусской делегации).

Брехт написал эти сцены, находясь в изгнании в Дании. Истории о повседневной жизни в нацистской Германии было непросто собрать без интернета, и он выуживал крупицы информации из газет и рассказов приезжавших в гости немцев. Примечательно, что он отказался сразу писать большой трагический текст, а сделал набор этих сцен абсолютно не связанными между собой ни временем, ни какими другими связями. Кроме страха.

Но в результате и смотреть этот спектакль вполне можно именно этими маленькими кусочками. Мне кажется, это даже правильный способ справляться со страхами. Часто бывает нужна именно микроскопическая доза, эдакая вакцина.

Н.Пинигин, Купалаўцы

Previous post Next post
Up