Итак, спектакль "Страх".
Купаловцы выбрали, наверное, самый нужный сейчас драматический материал. Принципиально понимать, что Брехт принципиально писал только о тех проблемах, которые считал решаемыми. Вот и страх в этом спектакле стоит рассматривать как такой, который можно побороть.
Побороть страх можно, если встречать его лицом к лицу, если не отворачиваться и не игнорировать его. Поэтому посмотреть (и пересматривать) этот спектакль стОит из ракурса "что именно лично меня пугает". В целом, терапевтический потенциал театра использует очень редко.
Многие из нас боятся за свою жизнь и свободу, а так же за своих близких, это здоровая реакция на угрозу безопасности. Проблема в том, что нами манипулируют с помощью страха.
Брехт очень точно подмечает в своих спектаклях, что угроза физической расправы не самое страшное и отвратительное, что происходит с людьми в тоталитарной стране. Недоверие, которое разрушает отношения между людьми, порой самыми близкими. Самые пронзительные истории в спектакле они как раз про это.
Спектакль замечателен, конечно, актерским составом. Посмотреть, как работают такие замечательные мастера, как Манаев, Сигов и другие - это привилегия. Мне лично очень понравилось то, как аккуратно все срежиссировано. Сухо и точно, это очень соответствует брехтовскому художественному мировоззрения. Остается сожалеть, что мы видим этот спектакль онлайн, а не живьем. Но меня успокаивает, что в гитлеровской Германии не было и этой возможности.
Обычно Брехт писал тексты про абстрактные "не-здесь" и "не-сейчас", даже когда особых цензурных потребностей в этом не было. Но "Страх и нищета Третьего рейха" специально написаны прямым текстом. В том числе, чтобы эмоционально рассказать тогдашним обывателям из других стран, что же именно происходит в "личной жизни расы господ" (английское название пьесы). Премьера была в Париже, ее несколько раз показывали в Америке, в том числе на конгрессе открытия ООН (там эту пьесу могли видеть члены белорусской делегации).
Брехт написал эти сцены, находясь в изгнании в Дании. Истории о повседневной жизни в нацистской Германии было непросто собрать без интернета, и он выуживал крупицы информации из газет и рассказов приезжавших в гости немцев. Примечательно, что он отказался сразу писать большой трагический текст, а сделал набор этих сцен абсолютно не связанными между собой ни временем, ни какими другими связями. Кроме страха.
Но в результате и смотреть этот спектакль вполне можно именно этими маленькими кусочками. Мне кажется, это даже правильный способ справляться со страхами. Часто бывает нужна именно микроскопическая доза, эдакая вакцина.