История Афонской смуты (7)

Oct 11, 2015 22:32

Протоиерей Константин Борщ.
ИМЯСЛАВИЕ. Том 3. Часть I
© Copyright: Протоиерей Константин Борщ, 2014
Свидетельство о публикации №214071000150
проза.ру

История Афонской смуты
Составил  афонский  изгнанник иеромонах Паисий в 1958 - 1964 гг.

(продолжение 6)

Глава 19
Видение Царицы Небесной

На Карее в виду нашей обители в пятнадцати-двадцати минутах ходьбы от нас есть “конак” Зографского болгарского монастыря. Конак - это большой трёхэтажный корпус, в котором постоянно проживает старейший инок, представитель от Зографа, член Протатского духовного управления Горы Афонской (точно таких же конаков на Карее двадцать, т. е. от каждого самостоятельного монастыря). Зографский конак большой, нижний этаж занимает сам представитель - зографский инок, а при нём и канцелярия (тоже зографские иноки). Второй и третий этажи почти всегда заняты временно проживающими духовными гостями, богомольцами из мира разных нацинальностей. В дни, о которых идёт речь, на третьем этаже, в квартире, обращённой в сторону нашего Андреевского скита, проживал некий старец о. архимандрит, по национальности - арванит, инок Православной Восточной Церкви.
Как любитель пустынного безмолвного Афона, он гостил уже не первый год, но из-за незнания нашего языка не посещал наших богослужений, вернее, он, вообще, нигде не бывал, но жил в строгом затворе, имея при себе келейника. Как строгий безмолвник, он был далёк от всего, что происходило вне его затвора, и поэтому ничего не знал по вопросу об Имени Божием.
Ночь, о которой начинаем сказание, была перед Рождеством. Упоминаемый о. архимандрит по афонскому обычаю в полночь встал на молитву, но в ту же минуту внутреннее духовное чувство повлекло его на портарейку (балкончик). С портарейки открывался вид на наш скит. Старец о. архимандрит вышел на портарейку и видит чудное Божественное видение: весь Андреевский скит залит необыкновенным дивным светом, исходящим с неба, и с высоты небесной снисходит Госпожа наша Богородица в несказанной Славе, в Небесном сиянии и пречудным Своим омофором опоясывает весь наш скит. О. архимандрит, увидев это видение, был вне себя от восторга, но не знал, что это означало. Утром он прислал к нам своего келейника узнать, что у нас делается, и не было ли у нас пожара? Наши старцы имяславцы ответили, что пожара у нас не было и мы ничего не видели, что было открыто о. архимандриту, и за это воссылаем славу Господу Богу нашему и Его Пречистой и Преблагословенной Матери.
О дивном этом видении о. архимандриту тихо передалось всему нашему братству и этим утешилась братия Пантелеимоновской обители - защитники Славы Имени Божия.
Откровение это лицу постороннему, не знающему дела нашей духовной брани, облекло нас в радость и непоколебимую надежду, что Сама Царица Небесная вдохновляет и благословляет нас на брань в защиту Славы Имени Божия, а если вдохновляет, то, несомненно,  покрывает и помогает.
В ближайшие дни после этого видения началась наша духовная война со вратами ада. Видение было за несколько дней перед Рождеством Христовым.

Глава 20
Начало брани Андреевского скита со вратами ада

Игумен Иероним не прибыл и на величайший праздник Рождества Христова. Такого поругания обительского благочиния Святая Гора Афонская не знала за всю свою историю. Каким образом можно оправдать такую дерзость и надругательство над славной обителью и Божественными великими праздниками? Вся Святая Церковь Христова, земная и небесная торжественно празднует и славит Христа в божественных песнопениях и торжественных Богослужениях, а глава - настоятель обители священноархимандрит, игумен Иероним, работает на метохе, наплевав на всё святое.
После праздника Рождества Христова всё братство вознегодовало на дерзость Иеронима и постановило потребовать его возвращения в обитель, ибо всем было ясно, что и на праздник Крещения Господня его не будет. Поэтому за несколько дней до праздника послали иеродиакона возвратить игумена в обитель.
Величайший праздник Крещения Господня с торжественным водоосвящением мы праздновали в немалом огорчении на игумена Иеронима, который как будто насмехался над нами.
7 января в день собора св. пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, после Божественной Литургии и после трапезы братия разошлась на прогулку: кто по двору монастыря вокруг собора, а кто вышел за порту (врата обители). Погода была приятная, веяло лёгкой прохладой. Одни из братий ходили по площади перед вратами обители, другие разместились на скамеечках. Вдруг видим, уполномоченный братией о. иеродиакон с игуменом Иеронимом едут на конях по дороге Ватопедской. Это было для нас большой неожиданностью, потому что весь Афон покрыт лесом, в котором скрываются дороги, и вдруг виноватый появляется из леса перед лицом прогуливающейся братии. По уставу при появлении о. игумена среди братии все встают, и спешат подойти за благословением и с сыновней любовью целуют руку его. Так было всегда. Но в этот раз не так. Всадники на конях, внезапно появившиеся из лесной чащи, въехали на площадь в среду братства и слезли с коней. Прогуливающаяся братия вдруг обратила взор на виновного, а сидевшие не поднялись с места, все как-бы замерли. Смущённый Иероним, бросив косой взгляд на братию, пошёл к порте, где стояло около пяти человек его сторонников-еретиков, которые с радостью поцеловали ему руку, и он ушёл в свою игуменскую келию.

Глава 21
Братский суд над игуменом  Иеронимом

10 января вся братия, собравшись в большом зале архондарика, потребовала от Иеронима явиться перед лицом всего братства. Иероним пришёл. Но игуменской чести братия ему не воздала, но начала по порядку предъявлять ему вину. Во-первых, в самый торжественный обительский Богородичный праздник 19 ноября поправ обительское праздничное торжество, молча, почти тайно скрылся из обители. Затем, были поруганы им все последующие праздники, и лишь насильно он принуждён был возвратиться. Святая Гора Афонская во всю свою историю не знала подобного поведения игумена. Простить такую вину игумену Иерониму братия не могла. Вторая, самая главная вина, принятие богохульной имяборческой ереси, слияние в один дух с Пантелеимоновскими старцами-поклонниками Натальиными, вовлечение в эту ересь некоторых из братий своей обители, глумление над Именем Божиим. При этом представили перед ним двух послушников: столяра Даниила, которого Иероним приказал выгнать из обители за то, что он ревностно обличил Иеронима в хуле на Имя Божие, - Даниил дословно высказал хулы Иеронимовы на Имя Божие; другой послушник-Никита, переписчик сочинений монаха Климента, свой донос на Иеронима изложил письменно и прочитал всему братскому собранию. Свидетельства обоих послушников подтвердили вину Иеронима в богохульной имяборческой ереси. Отрицать свою виновность Иероним не мог, но и суд над собой, на основании показаний младших из братий, он считает несостоятельным, и вменяет их выступления в оскорбление себе. Выказав всему братству своё недовольство Иероним произнёс самооправдательную речь. Вдруг неожиданно для него выступил уже не младший послушник, а один из самых старших членов его собора честнейший иеромонах о. Сергий. Прервав Иеронимову строптивую речь против братии, о. Сергий начал свою обвинительную речь, в которой выявил преступность и тяжесть греховного еретического востания на имя Божие не одного игумена Иеронима, но и всего собора его. До этого момента Иероним не знал, что в числе его соборных старцев был один пламенный защитник и ревнитель Славы Имени Божия. Он считал о. Сергия своим единомышленником. И вдруг неожиданное выступление о. Сергия, обличающее Иеронима, которое явилось для него ударом в самые недра еретической души его, и как смертоносной стрелой сразило безстыдную наглость еретика, язык которого связался, вид лица его исказился, мятущуюся душу его обуяла растерянность. Сотни глаз благочестивого православного братства пламенных ревнителей защиты славы Имени Божия своим взором сжигали душу игумена. Он молчал. Отец Сергий, как свидетель всех враждебных действий Иеронима против Имени Божия, обнаружил их всему братскому собранию. Всё благочестивое собрание Свято-Андреевского скита, горевшее ревностью о славе Имени Божия, единодушно объявило Иерониму о низложении его с игуменства.

Имя Божие, Святая Русь, Святой Афон, Имяславие

Previous post Next post
Up