5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею
и от Иисуса Христа, иже есть свидетель верный, первенец из мертвых и Князь царей земных: любящу ны и омывшу нас от грех наших кровию своею, (Откр.1:5)
kaЬ Ћpт ѓIhsoи Xristoи, х m‹rtuw х pistсw, х prvtсtokow tЗn nekrЗn kaЬ х ђrxvn tЗn basilЎvn t°w g°w. TТ ЋgapЗnti ІmЌw kaЬ lжsanti ІmЌw ¤k tЗn ЏmartiЗn ІmЗn ¤n tТ aбmati aйtoи,
и от Иисуса Христа, Который Свидетель верный, Первенец мёртвых и Начальник царей земли́. Любящему нас и освободившему нас от грехов наших в крови́ Его,
и от Иисуса Христа, Который - Свидетель верный, Первородный из мёртвых и Начальник царей земных. Любящему нас, и избавившему нас от грехов наших кровью Своею
Параллельные места по Синодальному переводу:
вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах". (Пс.88:38)
но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, (1Пет.1:19)
если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. (1Иоан.1:7)
Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. (1Кор.15:20)
И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, (Кол.1:18)
то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! (Евр.9:14)
Параллельные места по «Цитата из Библии»: [Spoiler (click to open)]1Кор.15:20-23 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. 21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. 1Кор.6:11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. 1Иоан.4:10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. 1Иоан.5:7-10 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. 8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. 9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. 10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. 1Тим.6:13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе 1Тим.6:15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, Деян.20:28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Деян.26:23 то есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам. Дан.2:2 И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царем. Дан.7:14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. Втор.23:5 но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя. Втор.7:8 но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою [и мышцею высокою] и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского. Еф.1:20-22 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, Еф.2:4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, Еф.5:2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. Еф.5:25-27 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Гал.2:20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Ис.55:4 Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. Иоан.13:1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Иоан.13:34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. Иоан.13:8-10 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. 9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. 10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Иоан.15:9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Иоан.18:37 Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Иоан.3:11 Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Иоан.3:32 и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Иоан.8:14-16 Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. 15 Вы судите по плоти; Я не сужу никого. 16 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. Матф.28:18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Прит.8:15 Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; Прит.8:16 мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Пс.71:11 и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему; Пс.88:28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли, Пс.88:37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною, Откр.11:15 И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. Откр.17:14 Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные. Откр.19:16 На одежде и на бедре Его написано имя: `Царь царей и Господь господствующих'. Откр.3:14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: Откр.7:14 Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. Рим.8:37 Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Зах.13:1 В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты. Параллельные места дополнительно:
Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. (Иоан.10:9)
Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. (Иоан.1:15)
Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. (2Пет.2:22)
зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. (Рим.6:9)
Ириней Лионский: Итак, Бог Отец был исполнен милосердия; Он послал творческое Слово, Которое, придя, чтобы спасти нас, пребывало в том же месте и в той же среде, в которой мы потеряли жизнь, разрушив узы тех оков. И Его свет явился, и рассеял тьму темницы, и наше рождение освятил, и смерть упразднил, разбив те оковы, в которых мы сидели плененные. Вместе с тем Он показал воскресение, Сам сделавшись первородным из мертвых, и в Себе воскресил падшего человека, возведя его горе, на высочайшую часть неба, одесную славы Отца, как Бог дал обетование через пророка, говоря: «Я восстановлю скинию Давидову падшую» (Ам.9:11), т.е. от Давида происходящее тело. Наш Господь Иисус Христос истинно исполнил это, славно завершая наше спасение, чтобы дать нам истинно воскреснуть к жизни в Отце <...> как перворожденный из мертвых, глава и источник жизни в Боге. Викторин Петавийский [1]: В принятии человечества предложил завет в мире в котором и Страстью, Своей кровью разрешил нас от греха и ад победил, первый воскрес из Мертвых и смерть больше Им не обладает (см. Рим.6:9). Но Своим Царством царство мира разрушил. Евсевии Кесарийский: Они не только сами не объявляли себя мучениками [2], но запрещали нам их так называть, и если кто в письме или разговоре обращался к ним как мученикам, они горько упрекали его. Они охотно отдавали звание мученика Христу, верному и истинному Мученику [3], Первенцу из мертвых, Владыке жизни в Боге; вспоминали уже отошедших мучеников и говорили: вот они - свидетели, Христос удостоил принять их при исповедании, запечатлев смертью их свидетельство, а мы просто исповедники ничтожные. Афанасий Александрийский: Ибо хотя и после нас соделался Он ради нас человеком и братом нашим по подобию тела, однако же и при этом именуется первородным в нас, и действительно таков, потому что, когда все люди по Адамовом преступлении гибли, Его плоть прежде иных спаслась и освободилась как соделавшаяся телом Самого Слова, и мы уже спасаемся после нее как сотелесники Слова. Ибо в этом теле Господь делается нашим вождем в Небесное Царство и к Отцу Его, говоря: «Аз есмь путь» (Ин.14:6), и дверь, и Мною должны входить все [4]. Поэтому называется также перворожденным из мертвых, не потому что умер прежде нас (умерли прежде мы), но потому что, для нас приняв смерть и приведя ее в бездействие, первый воскрес как человек и для нас воскресил тело Свое. Поскольку же Он воскрес, то, наконец, уже и мы Им и ради Него восстаем из мертвых. Апрингий: Поскольку выше Иоанн упомянул то Слово, Которое прежде принятия плоти пребывало у Отца в славе, по необходимости прибавляет человечество воспринятой плоти, говоря: И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный (Откр.1:5). То есть, предоставив делами верное свидетельство Своего Божества через воспринятую плоть, Своими страданием и кровью искупил наши грехи и очистил нас от всякого беззакония. Так вместо нашей тленности и бессилия Он приносит верное свидетельство Богу Отцу, «у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). Андрей Кесарийский: «и от Иисуса Христа,» (Откр.1:5). Хотя много было местных церквей, но он послал только «седмим церквам». Это сделал ради седмеричного числа, означающего таинственно все церкви, а также и по соответствию этого числа настоящей жизни, в которой принят седмеричный круг дней. По той же причине он упоминает только о семи Ангелах и семи церквах, которым шлет свое приветствие: «благодать вам и мир от Триипостасного Божества». Словом «Сый» означается Отец, сказавший Моисею: «Аз есмь Сый» (Исх.3:14); выражением «иже бе» - Слово, которое «в начале бе к Богу» (Ин.1:1); словом «грядый» - Утешитель, всегда во святом крещении нисходящий на верующих чад Церкви и имеющий излиться на них во всей полноте в будущем веке (Деян.2). Под «семью духами» можно разуметь семь Ангелов (получивших управление церквами), не поставляемых вместе с Богоначальною и Царственною Троицею, но воспоминаемых с Нею, как рабов ее, как и божественный апостол говорит подобным же образом: «засвидетельствую пред Богом и Господом Иисусом Христом, и избранными Его Ангелы» (1Тим.5:21). Но можно понимать это и в другом смысле: под выражением Сый, в «иже бе, и иже есть грядый» - разуметь Отца, Который содержит в Себе Самом начало, средину и конец бытия всего существующего; под «семью духами» - дары Животворящего Духа; под «имеющим следовать затем» - Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшегося Человеком. Ибо и у апостола Божественные Ипостаси поставляются прежде и после без всякого различия, поэтому и здесь говорит «и от Иисуса Христа» и т. д. «Который есть свидетель верный, Первенец из мертвых и Владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею,» (Откр.1:5). Ибо Он, свидетельствовавший пред Понтием Пилатом, «верен во всех словесех своих» (Пс.144:13), как жизнь и воскресение; Он «перворожден из мертвых» (Кол.1:18; 1Кор.15:20), и над кем начальствует Он, те не увидят смерти, подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно. Он - Владыка царей, «как Царь царствующих и Господь господствующих» (Пс.2:6; Кол.2:10; 1Тим.6:15), равномощный Отцу и Единосущный Ему (Ин.10:30; 14:20). Иначе: Он Царь царей земных, царей над земными страстями. И если блаженный Григорий Богослов относит ко Христу выражение Сый, «и иже бе, и грядый, Вседержитель», то нисколько не будет неуместным отнести к Нему и нижеприведенные изречения. К этим словам и добавлено «Вседержитель» и не упоминается о другом лице. Этот смысл вышеизложенного подтверждают и дальнейшие слова: а «от Иисуса Христа», потому что, если б говорилось только об одном Боге Слове и Сыновней Ипостаси, то было бы совершенно лишним словами в «от Иисуса Христа» отделять Его от иного другого. Боголепные слова приличествуют одинаково как каждой в отдельности Ипостаси, так и всем вместе, за исключением разве, по словам Григория Богослова, отличий и свойств особенных и личных, и относящихся к воплощению Бога Слова. Это подтверждается еще и тем, что Трисвятую песнь серафимов мы поучаемся в Евангелии относить к Сыну, в Деяниях, в проповеди апостола Павла - к Духу Святому, а в приношении Святых Тайн - к Отцу, к Которому мы обращаем молитву эту, как говорит о сем блаженный Епифаний в слове о Святом Духе. Все это мы приводим как доказательство того, что наше изъяснение не противоречит мнению отцов церкви, а теперь с Божьей помощью перейдем к следующему. Беда Достопочтенный: Можно понять, что есть особая причина для того, что Господь называется первенцем, как и говорит о Нем в Откровении Иоанн. <...> И апостол Павел пишет: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» (Рим.8:29). Он - первородный между многими братьями, потому что «тем, которые приняли Его, <... > дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12), из которых по праву именуется первенцем, поскольку по достоинству идет впереди всех усыновленных, даже тех, время чьего рождения предшествовало Его воплощению. Следовательно, они воистину могут засвидетельствовать вместе с Иоанном: Идущий за нами стал впереди нас [5], - что значит: Он родился в мир после нас, но силой Своей добродетели и Царства по праву именуется первенцем среди всех нас. Экумений: Это о Нем свидетельствует и Павел, когда говорит: «Он - начаток, первенец из мертвых» (Кол.1:18). Первенцем из мертвых он Его называет, поскольку Он предварил общее воскресение и «вновь открыл нам [путь новый и живой] через завесу, то есть плоть Свою» (Евр.10:20), согласно написанному. Ибо всех тех, кто прежде Господа восстал из мертвых, вновь постигла смерть; а то воскресение не было истинным, но отсрочкой от часа смерти. Оттого не провозгласили никого из них первенцем из мертвых. Лишь Господа так называют, поскольку Он был началом и причиной истинного воскресения, став, в некоем роде, первым плодом воскресения людей, уподобившись им и прошествовав, словно из некоего брачного чертога, от смерти к жизни. Иеромонах Пантелеимон [6]: Когда же говорит от второго Лица Триипостасного Божества, то называет Иисуса Христа, Который есть Свидетель Верный (ибо Он свидетельствовал пред синедрионом и Пилатом о том, что Он Царь Истины и Сын Божий, сидящий одесную Отца и имеющий прийти на облаках небесных). Первенец из мертвых (ибо Он есть жизнь и воскресение) и Владыка царей земных (как Царь царствующих и Господь господствующих). Он же - Альфа и Омега, начало и конец. Господь, Который есть и был, и грядет, Вседержитель (означает, что в Иисусе Христе начало, средина и конец всего существующего). Лука Крымский [7]: Как это омыл нас Христос Кровию Своею? Не внешне, конечно, ибо Кровь его не капала на грязные тела наши, а духовно. Мы были грязны, и отвратительны, и упорны в грехах, как пес, возвращающийся на свою блевотину, и как омытая свинья, идущая опять валяться в грязи (2Пет.2:22). Но крест Христов поразил и потряс нас навсегда, и неотступно помышляя о Крови Сына Божия, пролитой за нас, грязных и погибающих, духовно очищаемся от мертвых дел, и так всецело очищаемся, что получаем власть быть чадами Божьими, царями и священниками Богу нашему. Вот почему так велик крест Христов.
[1] Святого Викторина Петавианского епископа и мученика Комментарий на Апокалипсис Блаж. Иоанна. [2] Греч, слово μάρτυς (свидетель) стало синонимом слова «мученик», поскольку мученики и были подлинными свидетелями Христа. [3] Ср. Откр.3:14. [4] См. Ин.10:9. [5] Ср. Ин.1:15. [6] Начало и конец нашего земного мира. [7] Слово в день воздвижения Креста Христова, 1953 г..