Откр.1:5

Mar 26, 2016 10:23



St. John receives his Revelation. Saint-Sever Beatus, 11th century.

Оглавление.

5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею
  • и3 t ї}са хrтA, и4же є4сть свидётель вёрный, пeрвенецъ и3з8 мeртвыхъ и3 кн7зь царeй земнhхъ: лю1бzщу ны2 и3 њмhвшу нaсъ t грBхъ нaшихъ кр0вію своeю, (Откр.1:5)
  • и от Иисуса Христа, иже есть свидетель верный, первенец из мертвых и Князь царей земных: любящу ны и омывшу нас от грех наших кровию своею, (Откр.1:5)
  • kaЬ Ћpт ѓIhsoи Xristoи, х m‹rtuw х pistсw, х prvtсtokow tЗn nekrЗn kaЬ х ђrxvn tЗn basilЎvn t°w g°w. TТ ЋgapЗnti ІmЌw kaЬ lжsanti ІmЌw ¤k tЗn ЏmartiЗn ІmЗn ¤n tТ aбmati aйtoи,
  • и от Иисуса Христа, Который Свидетель верный, Первенец мёртвых и Начальник царей земли́. Любящему нас и освободившему нас от грехов наших в крови́ Его,
  • и от Иисуса Христа, Который - Свидетель верный, Первородный из мёртвых и Начальник царей земных. Любящему нас, и избавившему нас от грехов наших кровью Своею
Параллельные места по Синодальному переводу:

  • вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах". (Пс.88:38)
  • но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, (1Пет.1:19)
  • если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. (1Иоан.1:7)
  • Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. (1Кор.15:20)
  • И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, (Кол.1:18)
  • то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! (Евр.9:14)
Параллельные места по «Цитата из Библии»:
[Spoiler (click to open)]1Кор.15:20-23        Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. 21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
1Кор.6:11      И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
1Иоан.4:10    В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
1Иоан.5:7-10 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. 8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. 9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. 10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
1Тим.6:13      Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе
1Тим.6:15      которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,
Деян.20:28     Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
Деян.26:23     то есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам.
Дан.2:2          И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царем.
Дан.7:14        И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.
Втор.23:5       но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя.
Втор.7:8         но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою [и мышцею высокою] и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского.
Еф.1:20-22     которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
Еф.2:4            Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
Еф.5:2            и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
Еф.5:25-27     Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Гал.2:20         и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Ис.55:4          Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам.
Иоан.13:1      Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
Иоан.13:34    Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
Иоан.13:8-10 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. 9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. 10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
Иоан.15:9      Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
Иоан.18:37    Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Иоан.3:11      Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
Иоан.3:32      и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
Иоан.8:14-16 Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. 15 Вы судите по плоти; Я не сужу никого. 16 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.
Матф.28:18    И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Прит.8:15      Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
Прит.8:16      мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
Пс.71:11        и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему;
Пс.88:28        И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,
Пс.88:37        Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,
Откр.11:15     И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.
Откр.17:14     Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.
Откр.19:16     На одежде и на бедре Его написано имя: `Царь царей и Господь господствующих'.
Откр.3:14       И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
Откр.7:14       Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
Рим.8:37        Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.
Зах.13:1         В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты.

Параллельные места дополнительно:

  • Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. (Иоан.10:9)
  • Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. (Иоан.1:15)
  • Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. (2Пет.2:22)
  • зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. (Рим.6:9)
Ириней Лионский:
Итак, Бог Отец был исполнен милосердия; Он послал творческое Слово, Которое, придя, чтобы спасти нас, пребывало в том же месте и в той же среде, в которой мы потеряли жизнь, разрушив узы тех оков. И Его свет явился, и рассеял тьму темницы, и наше рождение освятил, и смерть упразднил, разбив те оковы, в которых мы сидели плененные. Вместе с тем Он показал воскресение, Сам сделавшись первородным из мертвых, и в Себе воскресил падшего человека, возведя его горе, на высочайшую часть неба, одесную славы Отца, как Бог дал обетование через пророка, говоря: «Я восстановлю скинию Давидову падшую» (Ам.9:11), т.е. от Давида происходящее тело. Наш Господь Иисус Христос истинно исполнил это, славно завершая наше спасение, чтобы дать нам истинно воскреснуть к жизни в Отце <...> как перворожденный из мертвых, глава и источник жизни в Боге.
Викторин Петавийский [1]:
В принятии человечества предложил завет в мире в котором и Страстью, Своей кровью разрешил нас от греха и ад победил, первый воскрес из Мертвых и смерть больше Им не обладает (см. Рим.6:9). Но Своим Царством царство мира разрушил.
Евсевии Кесарийский:
Они не только сами не объявляли себя мучениками [2], но запрещали нам их так называть, и если кто в письме или разговоре обращался к ним как мученикам, они горько упрекали его. Они охотно отдавали звание мученика Христу, верному и истинному Мученику [3], Первенцу из мертвых, Владыке жизни в Боге; вспоминали уже отошедших мучеников и говорили: вот они - свидетели, Христос удостоил принять их при исповедании, запечатлев смертью их свидетельство, а мы просто исповедники ничтожные.
Афанасий Александрийский:
Ибо хотя и после нас соделался Он ради нас человеком и братом нашим по подобию тела, однако же и при этом именуется первородным в нас, и действительно таков, потому что, когда все люди по Адамовом преступлении гибли, Его плоть прежде иных спаслась и освободилась как соделавшаяся телом Самого Слова, и мы уже спасаемся после нее как сотелесники Слова. Ибо в этом теле Господь делается нашим вождем в Небесное Царство и к Отцу Его, говоря: «Аз есмь путь» (Ин.14:6), и дверь, и Мною должны входить все [4]. Поэтому называется также перворожденным из мертвых, не потому что умер прежде нас (умерли прежде мы), но потому что, для нас приняв смерть и приведя ее в бездействие, первый воскрес как человек и для нас воскресил тело Свое. Поскольку же Он воскрес, то, наконец, уже и мы Им и ради Него восстаем из мертвых.
Апрингий:
Поскольку выше Иоанн упомянул то Слово, Которое прежде принятия плоти пребывало у Отца в славе, по необходимости прибавляет человечество воспринятой плоти, говоря: И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный (Откр.1:5). То есть, предоставив делами верное свидетельство Своего Божества через воспринятую плоть, Своими страданием и кровью искупил наши грехи и очистил нас от всякого беззакония. Так вместо нашей тленности и бессилия Он приносит верное свидетельство Богу Отцу, «у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17).
Андрей Кесарийский:
«и от Иисуса Христа,» (Откр.1:5).
Хотя много было местных церквей, но он послал только «седмим церквам». Это сделал ради седмеричного числа, означающего таинственно все церкви, а также и по соответствию этого числа настоящей жизни, в которой принят седмеричный круг дней. По той же причине он упоминает только о семи Ангелах и семи церквах, которым шлет свое приветствие: «благодать вам и мир от Триипостасного Божества». Словом «Сый» означается Отец, сказавший Моисею: «Аз есмь Сый» (Исх.3:14); выражением «иже бе» - Слово, которое «в начале бе к Богу» (Ин.1:1); словом «грядый» - Утешитель, всегда во святом крещении нисходящий на верующих чад Церкви и имеющий излиться на них во всей полноте в будущем веке (Деян.2). Под «семью духами» можно разуметь семь Ангелов (получивших управление церквами), не поставляемых вместе с Богоначальною и Царственною Троицею, но воспоминаемых с Нею, как рабов ее, как и божественный апостол говорит подобным же образом: «засвидетельствую пред Богом и Господом Иисусом Христом, и избранными Его Ангелы» (1Тим.5:21). Но можно понимать это и в другом смысле: под выражением Сый, в «иже бе, и иже есть грядый» - разуметь Отца, Который содержит в Себе Самом начало, средину и конец бытия всего существующего; под «семью духами» - дары Животворящего Духа; под «имеющим следовать затем» - Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшегося Человеком. Ибо и у апостола Божественные Ипостаси поставляются прежде и после без всякого различия, поэтому и здесь говорит «и от Иисуса Христа» и т. д.
«Который есть свидетель верный, Первенец из мертвых и Владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею,» (Откр.1:5).
Ибо Он, свидетельствовавший пред Понтием Пилатом, «верен во всех словесех своих» (Пс.144:13), как жизнь и воскресение; Он «перворожден из мертвых» (Кол.1:18; 1Кор.15:20), и над кем начальствует Он, те не увидят смерти, подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно. Он - Владыка царей, «как Царь царствующих и Господь господствующих» (Пс.2:6; Кол.2:10; 1Тим.6:15), равномощный Отцу и Единосущный Ему (Ин.10:30; 14:20). Иначе: Он Царь царей земных, царей над земными страстями. И если блаженный Григорий Богослов относит ко Христу выражение Сый, «и иже бе, и грядый, Вседержитель», то нисколько не будет неуместным отнести к Нему и нижеприведенные изречения. К этим словам и добавлено «Вседержитель» и не упоминается о другом лице. Этот смысл вышеизложенного подтверждают и дальнейшие слова: а «от Иисуса Христа», потому что, если б говорилось только об одном Боге Слове и Сыновней Ипостаси, то было бы совершенно лишним словами в «от Иисуса Христа» отделять Его от иного другого. Боголепные слова приличествуют одинаково как каждой в отдельности Ипостаси, так и всем вместе, за исключением разве, по словам Григория Богослова, отличий и свойств особенных и личных, и относящихся к воплощению Бога Слова. Это подтверждается еще и тем, что Трисвятую песнь серафимов мы поучаемся в Евангелии относить к Сыну, в Деяниях, в проповеди апостола Павла - к Духу Святому, а в приношении Святых Тайн - к Отцу, к Которому мы обращаем молитву эту, как говорит о сем блаженный Епифаний в слове о Святом Духе. Все это мы приводим как доказательство того, что наше изъяснение не противоречит мнению отцов церкви, а теперь с Божьей помощью перейдем к следующему.
Беда Достопочтенный:
Можно понять, что есть особая причина для того, что Господь называется первенцем, как и говорит о Нем в Откровении Иоанн. <...> И апостол Павел пишет: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» (Рим.8:29). Он - первородный между многими братьями, потому что «тем, которые приняли Его, <... > дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12), из которых по праву именуется первенцем, поскольку по достоинству идет впереди всех усыновленных, даже тех, время чьего рождения предшествовало Его воплощению. Следовательно, они воистину могут засвидетельствовать вместе с Иоанном: Идущий за нами стал впереди нас [5], - что значит: Он родился в мир после нас, но силой Своей добродетели и Царства по праву именуется первенцем среди всех нас.
Экумений:
Это о Нем свидетельствует и Павел, когда говорит: «Он - начаток, первенец из мертвых» (Кол.1:18). Первенцем из мертвых он Его называет, поскольку Он предварил общее воскресение и «вновь открыл нам [путь новый и живой] через завесу, то есть плоть Свою» (Евр.10:20), согласно написанному. Ибо всех тех, кто прежде Господа восстал из мертвых, вновь постигла смерть; а то воскресение не было истинным, но отсрочкой от часа смерти. Оттого не провозгласили никого из них первенцем из мертвых. Лишь Господа так называют, поскольку Он был началом и причиной истинного воскресения, став, в некоем роде, первым плодом воскресения людей, уподобившись им и прошествовав, словно из некоего брачного чертога, от смерти к жизни.
Иеромонах Пантелеимон [6]:
Когда же говорит от второго Лица Триипостасного Божества, то называет Иисуса Христа, Который есть Свидетель Верный (ибо Он свидетельствовал пред синедрионом и Пилатом о том, что Он Царь Истины и Сын Божий, сидящий одесную Отца и имеющий прийти на облаках небесных). Первенец из мертвых (ибо Он есть жизнь и воскресение) и Владыка царей земных (как Царь царствующих и Господь господствующих). Он же - Альфа и Омега, начало и конец. Господь, Который есть и был, и грядет, Вседержитель (означает, что в Иисусе Христе начало, средина и конец всего существующего).
Лука Крымский [7]:
Как это омыл нас Христос Кровию Своею? Не внешне, конечно, ибо Кровь его не капала на грязные тела наши, а духовно.
Мы были грязны, и отвратительны, и упорны в грехах, как пес, возвращающийся на свою блевотину, и как омытая свинья, идущая опять валяться в грязи (2Пет.2:22).
Но крест Христов поразил и потряс нас навсегда, и неотступно помышляя о Крови Сына Божия, пролитой за нас, грязных и погибающих, духовно очищаемся от мертвых дел, и так всецело очищаемся, что получаем власть быть чадами Божьими, царями и священниками Богу нашему. Вот почему так велик крест Христов.

[1] Святого Викторина Петавианского епископа и мученика Комментарий на Апокалипсис Блаж. Иоанна.
[2] Греч, слово μάρτυς (свидетель) стало синонимом слова «мученик», поскольку мученики и были подлинными свидетелями Христа.
[3] Ср. Откр.3:14.
[4] См. Ин.10:9.
[5] Ср. Ин.1:15.
[6] Начало и конец нашего земного мира.
[7] Слово в день воздвижения Креста Христова, 1953 г..

Экумений, Афанасий Великий, Беда Достопочтенный, Апокалипсис, Евсевий Кесарийский, Переводы, Лука Крымский, ЦСЯ, Септуагинта, Викторин Петавийский, Ириней Лионский, Андрей Кесарийский, Апрингий, Пантелеимон

Previous post Next post
Up