Откр.1:4

Mar 25, 2016 14:53



The angel gives John the letter to the churches of Asia, Beatus Escorial.

Оглавление.

4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,
  • Їwaннъ седми1мъ цRквамъ, ±же сyть во ґсjи: блгdть вaмъ и3 ми1ръ t сyщагw, и3 и4же бЁ, и3 грzдyщагw, и3 t седми2 духHвъ, и5же пред8 пrт0ломъ є3гw2 сyть, (Откр.1:4)
  • Иоанн седмим Церквам, яже суть во асии: благодать вам и мир от сущаго, и иже бе, и грядущаго, и от седми духов, иже пред престолом его суть, (Откр.1:4)
  • ѓIv‹nnhw taЭw ҐptЊ ¤kklhsЫaiw taЭw ¤n t» ѓAsЫ&: x‹riw кmЭn kaЬ eЮr®nh Ћpт х Мn kaЬ х ·n kaЬ х ¤rxсmenow, kaЬ Ћpт tЗn ҐptЊ pneum‹tvn “ ¤nЕpion toи yrсnou aйtoи,
  • Иоанн семи церквам в Азии; благодать вам и мир от Сущего и Бывшего и Приходящего, и от семи ду́хов которые перед престолом Его,
  • Иоанн семи церквам в Асии: благодать вам и мир от Того, Кто есть и Кто был и Кто грядет, и от семи духов, которые пред престолом Его,
Параллельные места по Синодальному переводу:

  • Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. (Исх.3:14)
  • И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; (Откр.4:5)
Параллельные места по «Цитата из Библии»:
[Spoiler (click to open)]1Кор.1:3        благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
1Кор.12:4-13 Дары различны, но Дух один и тот же; 5 и служения различны, а Господь один и тот же; 6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. 7 Но каждому дается проявление Духа на пользу. 8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; 9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; 10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. 11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. 12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. 13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
1Пет.1:1         Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
1Пет.1:2         по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
2Кор.1:2        благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Деян.19:10     Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины.
Евр.1:10-13   И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; 11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. 13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
Евр.13:8         Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
Ис.41:4          Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я тот же.
Ис.57:15        Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.
Иак.1:17         Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
Иоан.1:1        В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Мих.5:2         И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.
Пс.101:26-28 В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса - дело Твоих рук; 27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; 28 но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся.
Пс.89:3          Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
Откр.1:8         Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
Откр.3:1         И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.
Откр.5:6         И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
Откр.1:1         Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
Откр.1:11       то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
Откр.1:20       Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.
Откр.2:1         Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:
Откр.2:12       И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч:
Откр.2:18       И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:
Откр.2:8         И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:
Откр.3:1         И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.
Откр.3:14       И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
Откр.3:7         И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит:
Рим.1:7          всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Зах.3:9           Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день.
Зах.4:10         Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?
Зах.6:5           И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли.

Параллельные места дополнительно:

  • Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго. (Тов.12:15)
  • И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. (Ис.11:1-3)
  • а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. (Исх.19:6)
  • Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, (Кол.1:24)
Викторин Петавийский [1]:
Есть - потому что пребывает. Был - потому что со Отцем все сотворил, и ныне из Девы начало воспринял. Грядый - в особенности чтобы судить.
О седмиобразном Духе читаем в Исайе (см. Ис.11:2). Дух, очевидно, премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия, дух страха Господня.
Цезарий Арльский [2]:
Азия понимается как возвышение, посредством которого изображается человеческий род. Эти семь церквей и семь подсвечников - то, на что следует обратить пристальное внимание, поскольку они представляют собой семиобразную благодать, данную Богом через Иисуса Христа Господа нашего, в которого мы уверовали, нашему роду человеческому. Ибо Он обещал нам послать Духа Утешителя с небес, Коего послал и апостолам, которые, казалось, были в Азии - то есть в возвышенном мире, где Господь и передал нашим церквям через раба Своего Иоанна семиобразную благодать.
Апрингий [3]:
Что же из себя представляет народ Асии, что только он удостоился воспринять апостольское откровение? Но есть тайна в числе и таинство в названии провинции. Ибо должно нам сперва обсудить значение этого числа, потому что и число шесть, и число семь, повторяющиеся в законе [Моисея], всегда используются в мистическом смысле. Потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил от дел своих (Исх.20:11; Евр.4:10). И еще здесь: не войдут в покой Мой (Евр.4:5). Итак, семерка здесь означает состояние настоящего века. Поэтому апостол, думается, рассылает это послание не только семи церквам или тому миру, в котором он тогда жил, но передает его всем будущим векам вплоть до уничтожения мира. Поэтому он употребил самое священное число и упомянул Асию, что переводится как вознесенная или шествующая, обозначая, конечно, небесное отечество, которое мы называем кафолической Церковью, вознесенною Господом и всегда шествующею к высшему. Продвигаясь вперед духовными упражнениями, она непрерывно вожделеет небесного.
Он же [4]:
Здесь явлено то таинство числа семь, на которое указывается везде. Здесь вводятся семь духов, которые есть один и тот же Дух, то есть Дух Святой, единый в имени, но проявляющийся в семи силах, невидимый и бестелесный, образ Которого невозможно созерцать. Число Его семи сил открыл великий Исайя, говоря: «Дух премудрости и разума (Ис.11:2)», так что через разум и премудрость научает, что Он - творец всех вещей; дух совета и крепости (Ис.11:2), который задумывает и творит; дух ведения и благочестия (Ис.11:2), который благочестиво содержит творение исполнением того, что Он знает, и стремится к исполнению всегда милосердно; дух страха Господня [5] (Ис.11:3), даром которого страх Господень является разумным тварям. Таково священное описание Духа, Которому надлежит служить. Это описание содержит в себе, скорее, невыразимую хвалу и не указывает на образ природы.
Кассиодор [6]:
Иоанн говорит, что пишет к семи Церквям, которые поставлены в Асии, [и] которых приветствует, и желает им мира и пришествия благодати от Господа Христа и семи ангелов, о которых написано, что они сопредстоят перед престолом Господа, как в книге Товита ангел Рафаил сказал: «Я - Рафаилъ, один отъ семи святых ангеловъ, которые предстоим перед престолом славы Божией (ср. Тов.12:15)». Кто есть Сей Господь, Который есть, Который был и Который грядет, раскрывает, очевидно, [здесь] в откровении, возвещая Самого Господа Христа, Который нас искупил Кровью драгоценной. Говорит также [о том], Каким Он придет во Втором Пришествии Своем, и Каким в какой прославленной силе узрят его люди. Действительно, Сам [Бог] подтверждает Божественным гласом, что Он Первый и Последний и Вседержитель.
Экумений [7]:
А семь духов суть семь ангелов; не как равночестные или совечные они приобщены к Пресвятой Троице - отнюдь нет! - но как близкие служители и верные рабы. Ибо говорит пророк Богу, что все служит Тебе (Пс.118:91); а во всеобщее входят и ангелы. И еще в одном месте он говорит о них: «Благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его (Пс.102:21)». Составляя первое письмо Тимофею, этим образом воспользовался апостол: «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными ангелами (1Тим.5:21)». Очевидно, сказав [семь духов], находящихся перед престолом Его (Откр.1:4), Иоанн еще раз дал свидетельство об их чине насельников и служителей [Божиих], но не о равночестности.
Григорий Палама [8]:
Моисей и пророки, бывшие от начала века до него и после него все через смерть вернулись в землю и лежат, ожидая Судию с неба. Если бы так было и с Христом, то после Него пришел бы другой снова, который взошел бы на небо и положил бы конец; ведь предел всему тому, что здесь, - небо. Поскольку же… Христос взошел на небо, здравомыслящие люди не ожидают никого после Heго. Христос же не только взошел на небо, но, как ожидают, Он снова придет… Поэтому Он есть и пришедший и приходящий и Тот, Чье пришествие ожидается снова (Откр. 1,4,8; 4,8), и по праву никого другого мы не принимаем и не ожидаем.
Димитрий Ростовский [9]:
Священное Писание повествует, что пред неприступною славою Божиею всегда предстоят семь ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе, что он один из семи святых ангелов, предстоящих пред Богом. И святой Иоанн Богослов в книге Откровения своего воспоминает о сих семи начальствующих ангелах, говоря: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и идет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его (Откр.1:4)». В числе сих семи считается и Гавриил, вторым по числу, а после Михаила первым. Все они по именам исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.
Иеромонах Пантелеимон [10]:
В приветствии св. Иоанна Богослова церквам, Триипостасное Божество, от Которого преподается благодать и мир, изображается символически. Так, когда Иоанн говорит от Ипостаси Отчей, то упоминает Того, Который есть и был, и грядет, то есть содержит начало, средину и конец всего существующего. Когда говорит от Ипостаси Духа, то упоминает Семь Духов, находящихся пред престолом Отчим, а это знаменует Дары Животворящего Духа.
Он же [11]:
Можно было бы спросить, почему Иоанн обращается с приветствием к семи только церквам? Быть может потому, что число семь есть эмблема таинственности, под покровом этой эмблемы можно усматривать единую, соборную, святую, вселенскую Церковь.
Аверкий Таушев [12]:
Число семь берется обычно для выражения полноты. Св. Иоанн обращается здесь только к семи церквам, с которыми он, как живший в Ефесе, находился в особенно близких и частых сношениях, но в лице этих семи он обращается вместе с тем ко всей христианской Церкви в целом. От семи духов, иже пред престолом Его суть (Откр.1:4) - под этими семью духами естественнее всего понимать семь главных Ангелов, о которых говорится в Тов.12:15. Св. Андрей Кесарийский, впрочем, понимает под ними ангелов, управляющих семью церквами. Многие же толковники понимают под этим выражением Самого Духа Святого, проявляющего Себя в семи главных дарах: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух света, дух разумения, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (Ис.11:1-3). Господь Иисус Христос называется здесь свидетелем верным (см. Откр.1:5) в том смысле, что Он засвидетельствовал перед людьми Свое Божество и истину Своего учения Своею крестною смертью (по-гречески «мартис»). Сотворил есть нас цари и иереи Богу и Отцу Своему (Откр.1:6) - не в собственном смысле, конечно, а в том, в каком обещал это Бог еще избранному народу через пророков (Исх.19:6), то есть сделал нас, истинно верующих, лучшим, святейшим народом, который для других народов - то же, что священник и царь по отношению к остальным людям.
Иустин Попович [13]:
Вхождение в Апокалипсис - вратами Христова откровения: Альфа и Омега Апокалипсиса - Христос. Апокалипсис возвещен лишь церквам; Евангелие - всей твари. Церковь - единственное око, которым человечество смотрит и видит последнее откровение; единственное ухо, слышащее слова Христовы. С высоты ниспосылается мир церквам, вышний мир: О вышнем мире...; мир и благодать - благовестие; через церковь, как через уста, входит в сердце святая благодать и мир. С точки зрения Апокалипсиса, церквам постоянно недостает благодати и мира, много жаждущих благодати и мира, много жаждущих Христа и ищущих мира. Мир Апокалипсиса - чудесное начало для вулканических извержений и потрясений в недрах Апокалипсиса. Мир церквам от Того, Который есть и был и грядет (см. Откр.1:4); непрестанная мироточивость, ибо она необходима для церкви, против которой постоянно ратуют богоборцы и церквоненавистники; мир и благодать, чтобы благодать она ниспослала на головы ратующих против нее.
Примечание:
Первоверховный среди апостолов спрашивает: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3:16)», уподобляя таким образом каждого человека Церкви Божией. И далее прибавляет: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1Кор.6:19,20)». Под семью церквами, к которым обращается Иоанн, можно понимать семь духовных устроений, в которых может находится христианин. Дела семи церквей можно понимать как семь обобщающих описаний отношений христианина к своему Спасителю.
Схожее понимание семи церквей можно найти у свмч. Викторина Петавийского. Письма к семи церквам понимаются им как обращение к семи типам святых и указание на них [14].
Против понимания слова «церкви» в этом стихе как храмы (церковные строения) может служить употребление слова ¤kklhsЫaiw от ¤kklhsЫa (греч. общее собрание, сход). Однако, как и naсw у Павла (см. 1Кор.3:16) (греч. храм, святилище) слово ¤kklhsЫaiw может означать «место или помещение для собраний» [15].
Новый Завет понимает под Асией образованную в 133 г. до Р.Х. на западе Малой Азии рим. провинцию со столицей в Эфесе, проконсульскую Асию. Эта провинция управлялась рим. проконсулом. Она охватывала области: Мисию, Лидию, Фригию и Карию (Деян.6:9; 19:10; 1Кор.16:19; 2Кор.1:8; 2Тим.1:15; 1Пет.1:1; Откр.1:4,11) [16].
Новый Завет называет Асией зап. побережье этой провинции, исключая Фригию (Деян.2:9; 16:6). Семь церквей в провинции Асия, к к-рым обращены семь посланий Откровения, - это церкви Эфеса, Смирны, Пергама, Фиатиры, Сардиса, Филадельфии и Лаодикии. Все они расположены в зап. части Асии (Откр.1:4) [17].
«Почему, - можем мы спросить, - Откровение обращается лишь к нескольким Церквям небольшой римской провинции»? Неужели сказанное не актуально для других поместных Церквей, уже существующих на момент получения Иоанном Откровения, и для тех, которые ныне во множестве существуют по всему миру? Если, как мы сказали выше, под церквями понимать семь духовных устроений христианина, то что же тогда Асия? Слово Асия происхождения арабского и означает «утешающая», «лечащая». К чему, как не к Церкви в понимании всего Тела Христова (см. Кол.1:24) можно применить эти эпитеты? О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов! (Песн.4:10).
Таким образом слова апостола можно понимать, как обращение ко всем, таким различным в своем устроении (мышлении, чувствах, поступках и совести) христианам, которых объединяет одно Тело - Церковь Христова.

[1] Святого Викторина Петавианского епископа и мученика Комментарий на Апокалипсис Блаж. Иоанна. MPL005 0317-0344.
[2] Изложение Откровения. Cl. 1016a, 210.14.
[3] Трактат на Откровение, CCSL 107:34-35.
[4] Трактат на Откровение, CCSL 107:35-36.
[5] См. Ис.11:2-3. В Синод, переводе слово дух отсутствует. Викторин Петавийский тоже цитирует этот отрывок, толкуя семь духов как проявления Святого Духа.
[6] Толкование на Откровение. MPL070 1405-1417.
[7] Комментарий на Откровение. TLG 2866.001, 32.17-33.9.
[8] Письмо Своей Церкви, п.26.
[9] Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского, март. Собор святого архангела Гавриила (26 марта).
[10] Начало и конец нашего земного мира.
[11] Начало и конец нашего земного мира.
[12] Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова.
[13] Подвижнические и богословские главы, Стословие первое, п.43.
[14] Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков: Новый Завет. Т. 12: Книга Откровения Иоанна Богослова / Пер. с англ.; Под ред. Д. А. Федчука. Тверь, 2009, с.xvi.
[15] ¤kklhsЫa: Симфония словарных форм [Электронный ресурс] // Подстрочный перевод Библии. URL: http://www.bible.in.ua/underl/S/D/656B.htm#%A4kklhs%u042Ba (дата обращения 25.03.2016).
[16] Библейская энциклопедия Брокгауза: Асия [Электронный ресурс] // Академик. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_bible/333/Асия (дата обращения 23.05.2018).
[17] Там же.

Григорий Палама, Экумений, Аверкий Таушев, Иустин Попович, Апокалипсис, Переводы, ЦСЯ, Септуагинта, Викторин Петавийский, Апрингий, Цезарий Арльский, Кассиодор, Пантелеимон, Димитрий Ростовский

Previous post Next post
Up