Святой Иоанн Предтеча в пустыне.
Достаточно распространенным мнением стало мнение о том, что попав, например, в пост в компанию нехристиан надо с ними есть что попало для того, чтобы, мол, не выставить себя «святым», не дать места тщеславию, не обидеть братьев, так сказать, меньших. Оправдывают это мнение, в том числе, ссылаясь на такие слова преподобного Иоанна Кассиана Римлянина: «Древнейшие отцы говорили, что тот, кто употребляет пишу не такую, какую употребляют все, и не в установленное время, тот заражен тщеславием и гордостью»
[1]. Эти слова комментирует, а точнее поясняет кто такие «все» епископ Варнава (Беляев) следующим образом: ««Все» - конечно, здесь подразумеваются не наши хулители постов и презиратели церковных заповедей. Отказываться от мяса у них в гостях постом значит не выделяться, а совершить добродетель и получить венец исповедничества, если только вместе с ним и не мученический заодно. Святые отцы говорят о личном посте, а не церковно-общественном; говорят, что нельзя привередничать среди нормально живущих и не выдумывать свои кушанья, когда можно легко и удобно удовлетворять свое чрево за общей трапезой»
[2]. То есть, если ты, например, в среду не ешь ничего до захода солнца, то попав на обед в компанию своих единомышленников - православных христиан, пренебрежение трапезой будет демонстрацией тщеславия и гордости. И наоборот - сохранение устава о посте в компании иноверцев будет актом исповедничества, а может даже и мученичества. И даже если тебе особо почитаемый священнослужитель скажет, что надо в пост есть, пить, веселиться с нехристями, дабы не обидеть последних, то на его «благословение» отвечает преподобный Иоанн Лествичник: «Видал я престарелых священников, поруганных бесами, которые юным, не находившимся под их руководством, благословением разрешали на вино и прочее на пиршествах. Если они имеют доброе о Господе свидетельство, то можем с их позволения немного разрешить; если же они нерадивы, то нам не должно в этом случае обращать внимание на их благословение; а особенно, когда мы еще боремся с огнем плотской похоти»
[3]. То есть, если благословляющий известен как аскет-подвижник, то в таком случае послабление строгости поста по его благословению еще допустимо. Если же эти «престарелые священники, поруганные бесами» не имеют репутации аскетов, то пусть сами свои «благословения» и исполняют.
Скажу о настоящем миссионерстве словами нововоссиявшего преподобного светильника: «Подвижники - это единственные миссионеры Православия; подвижничество - единственная миссионерская школа Православия. Православие - это подвиг и жизнь, поэтому и проповедуется оно только жизнью и подвигом. Воспламенить подвижничество личное и соборное - это должно быть внутренней миссией нашей церкви в нашем народе. Приходы нужно соделать центрами подвижничества, но это может учинять только пастырь-подвижник. Необходимо усилить молитву и пост, украситься церковным благолепием, ибо оно - главное средство Православия, благодатно действующее на каждого человека…»
[4]. Выделение мое. Что-то о песнях и плясках,
скоморошничестве и беззакониях в компании нехристиан и христопродавцев ни слова.
[1] Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей, кн.5, гл.23 [Электронный ресурс] // ПЭ "Азбука веры". URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/kastoru/5_23.
[2] Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости, т.2, Нижний Новгород, 1996, с.347.
[3] Иоанн Лествичник, прп. Лествица или Скрижали духовные, сл.14, п.11. [Электронный ресурс] // ПЭ "Азбука веры". URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/19.
[4] Иустин Попович, прп. Внутренняя миссия нашей Церкви. Осуществление Православия [Электронный ресурс] // ПЭ "Азбука веры". URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/vnutrennjaja-missija-nashej-tserkvi-osushhestvlenie-pravoslavija/.