Откр.21:19

Jun 14, 2017 21:47



Небесный Град Иерусалим. Миниатюра из Апокалипсиса XIII в.






Яспис (яшма)


Сапфир


Халкидон


Смарагд (изумруд)

Оглавление.

19 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд,
  • И# њснов†ніz стэны2 грaда всsкимъ драги1мъ кaменіемъ ўкрaшєна бsху: њсновaніе пeрвое їaспісъ, втор0е сапфjръ, трeтіе халкидHнъ, четвeртое смарaгдъ, (Откр.21:19)
  • И основания стены града всяким драгим камением украшена бяху: основание первое иаспис, второе сапфир, третие халкидон, четвертое смарагд, (Откр.21:19)
  • oЯ yemЎlioi toи teЫxouw t°w pсlevw pantЬ lЫyД timЫД kekosmhmЎnoi: х yemЎliow х prЗtow аaspiw, х deжterow s‹pfirow, х trЫtow xalkhdЕn, х tЎtartow sm‹ragdow,
  • Основания стены́ го́рода всяким камнем драгоценным украшенные; основание первое яшма, второе сапфир, третье халцедон, четвёртое изумруд,
  • Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое - яспис, второе - сапфир, третье - халкидон, четвертое - изумруд,
Параллельные места по Синодальному переводу:

  • и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд, - это один ряд; (Исх.28:17)
  • Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров; (Ис.54:11)
Параллельные места по «Цитата из Библии»:
[Spoiler (click to open)]Исх.28:17-21 и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд, - это один ряд; 18 второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз; 19 третий ряд: яхонт, агат и аметист; 20 четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они. 21 Сих камней должно быть двенадцать, по числу [двенадцати имен] сынов Израилевых [на двух раменах его], по именам их [и по рождению их]; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.
Исх.29:10-14 И приведи тельца пред скинию собрания, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову тельца [пред Господом у дверей скинии собрания]; 11 и заколи тельца пред лицем Господним при входе в скинию собрания; 12 возьми крови тельца и возложи перстом твоим на роги жертвенника, а всю [остальную] кровь вылей у основания жертвенника; 13 возьми весь тук, покрывающий внутренности, и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них, и воскури на жертвеннике; 14 а мясо тельца и кожу его и нечистоты его сожги на огне вне стана: это - жертва за грех.
Ис.54:12        и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои - из жемчужин, и всю ограду твою - из драгоценных камней.
Иов.28:16-19 не оценивается она золотом Офирским, ни драгоценным ониксом, ни сапфиром; 17 не равняется с нею золото и кристалл, и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота. 18 А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов. 19 Не равняется с нею топаз Ефиопский; чистым золотом не оценивается она.
Прит.3:15      она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.

Параллельные места дополнительно:

  • А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. (Иез.1:26)
  • И видел я, и вот на своде, который над главами Херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними. (Иез.10:1)
Климент Александрийский:
Мы знаем, что Иерусалим небесный стеной (см. Откр.21:18) из драгоценных камней окружен (ср. Откр.21:19), а двенадцать ворот (Откр.21:21) этого небесного города, из драгоценных камней сложенного, означают, думаю, повсюду слышимый голос апостолов.
Драгоценные камни имеют разные цвета, это-то в них и драгоценно; остальная земная материя ценности не имеет; и с правом город святых, это здание духовное, символически представляется окруженным стеной из камней, в неподражаемости их нужно видеть славу Святого Духа, непреходимость и святость Его существа.
Тиконий [1]:
И в Апокалипсисе, тот же город построяется, в основаниях, из двенадцати камней. «Всяким, - говорит, - драгим камением (Откр.21:19)», и перечисляет двенадцать (см. Откр.21:19,20), дабы показать, что совершенство - в двенадцатикратном числе.
Цезарий Арльский:
Иоанн потому называет различные драгоценные камни в основаниях, чтобы показать дары различных благодатей, которые даны апостолам. Как сказано о Святом Духе: «Разделяя каждому особо, как Ему угодно (1Кор.12:11)».
Апрингий:
Эти основания города (ср. Откр.21:19) толкуются как апостольская вера и проповедь апостолов, на которых Господь наш Иисус Христос построил Свой город. Ибо Тот, Кто есть основание оснований, Сам есть строитель, устрояющий на вере в Свое блаженнейшее имя святую Церковь из первых и последующих вплоть до тайного конца мира.
Различные драгоценные камни (см. Откр.21:19,20) означают апостолов, потому что в каждом из них проявляются дары и чудеса Духа Святого. Также то, что лучезарность чистого света видна в них, означает, что то, что светом изливается из них наружу, внутри не иссякает.
Примасий:
В песне Товита мы читаем: «Из дорогих камней все стены твои (Тов.13:16)». И еще у Исайи: «Вот, Я положу камни твои в порядке и сделаю основание твое из сапфиров; и расположу яспис на укреплениях, и ворота твои сделаю из обработанных камней, и всю ограду твою - из драгоценных камней (Ис.54:11,12)». И словно объясняя сказанное, чтобы не помыслил ты по плоти очертание земного изделия, он прибавляет: «Все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих (Ис.54:13)».
Блаженный Павел согласно с этим говорит: «Быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе (Еф.2:20,21)…». Сказав: «Основания… украшены всякими драгоценными камнями (Откр.21:19)», он теперь перечисляет камни по порядку… (см. Откр.21:19,20). В образах всех этих камней изображается красота и основание добродетелей, которыми духовно украшен каждый из святых. Да и сам город предстает в рассказе весь словно украшенный камнями, разнообразными по крепости и изяществу.
Кассиодор [2]:
Продолжается и здесь описание прекрасного чудесами сего Иерусалима. Говорится, что даже в основаниях его находятся драгоценнейшие камни непобедимых святых. У него по числу апостолов двенадцать врат всегда открытых, улицы его чистейшим золотом великолепно покрыты так, что все украшение [ценностью] превосходит всякую [измеримую] величину стоимости. [Город] не солнечным светом, но познанием Своего Творца освещается, в нем ничего нечестивого, ничего нечистого не найдешь.
Беда Достопочтенный:
Есть много видов ясписа. Одни, зеленого цвета, окрашенные подобно цветам. Другие похожи на изумруды, но грубой расцветки; о них рассказывают, что они изгоняют призраков. Третьи похожи на белую пену морских волн, обернутую в неясный цвет. Яспис (см. Откр.21:18) символизирует неувядаемую зелень веры, которая через воды крещения напояется таинством страданий Господа, чтобы заслужить право расцвести всяческими духовными дарами.
Имеющий такую веру отбрасывает пустой страх, как нам напоминает блаженный апостол Павел: «Противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою (1Пет.5:8,9)». Он может и воскликнуть вместе с невестой: «Возлюбленный мой бел и румян (Песн.5:10)». По этой причине из этого камня сооружена и стена (см. Откр.21:18), и, по словам Исайи, им же украшена городская крепость (см. Ис.54:12).
Он же:
Моисей говорит о цвете и значении этого камня (прим.: сапфира), когда описывает дом Божий: «Под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное (Исх.24:10)». Иезекииль также утверждает, что место, на котором стоит престол Божий, словно бы из сапфира (см. Иез.1:26; 10:1), и слава Божия живет в этом цвете, несущем в себе образ наднебесного. И любой подобный ему человек может воскликнуть вместе с апостолом: «Наше же жительство - на небесах (Фил.3:20)».
Пронзенный солнечными лучами сапфир взрывается ослепительным сиянием. Так и разум святых всегда внимает небесному и ежедневно обновляется лучами Божественного света, настойчиво и горячо всеми возможными способами взыскует вечного и побуждает других искать его. Ведь когда говорят, что случившееся в Красном море случится снова, это значит, что через страдания Господа и омовение святого крещения разум смертных возносится ввысь, предвкушая небесное.
Он же:
Халкидон сложно увидеть, словно слабый огонь светильника, и сияет он не в доме, но под открытым небом. Так же и те, кто, поддерживаемые тоской по небесному, остаются неизвестными людям и, словно втайне от них, живут своими постом, милостыней и молитвой. Однако когда для учения ли, для какого иного ли служения святых им приказывают выйти к людям, они тотчас являют [миру] свое внутреннее сияние…
И тот факт, что халкидон добывают в Насамонии, то есть в эфиопской провинции [3], говорит нам о людях, окруженных палящим зноем любви, хоть и существует некое странное мнение, согласно которому этот камень грязен, словно темная кожа.
Он же:
Изумруды [4] бывают разных видов, но самый благородный из них - скифский, далее идет бактрийский, на третьем месте египетский. Изумруд (см. Откр.21:19) означает всегда крепкие в вере души, которые, чем более на них наступают испытания века сего, символизируемые скифскими холодами, тем крепче держатся за вечное и неувядающее наследие, сохраняемое на небе. Эти души и собирают ум, и насыщают жажду ближних проповедью. Они, презираемые миром, продвигаются вперед с помощью чаши страданий Господа и дарованной им Духом Святым полнотой внутренней любви.

[1] Правило 7. О діаволе и его теле. (Изъясненіе двухъ местъ).
[2] Толкование на Откровение. MPL070 1405-1417.
[3] Лат.: Et quod apud Nasamonas, quae est Aethiopiae provinClal. Насамоны - одно из племен Северной Африки.
[4] Изумру́д (устар. смарагд от лат. smaragdus (из греч. σμάραγδος, smáragdos)) - минерал, драгоценный камень берилловой группы.

Примасий, Климент Александрийский, Тиконий, Беда Достопочтенный, Апокалипсис, Переводы, ЦСЯ, Септуагинта, Апрингий, Цезарий Арльский, Кассиодор

Previous post Next post
Up