И бе создание стены его иаспис: и град злато чисто, подобен стклу чисту. (Откр.21:18)
kaЬ І ¤ndЕmhsiw toи teЫxouw aйt°w аaspiw, kaЬ І pсliw xrusЫon kayarтn чmoion к‹lД kayarТ.
И материал стены́ его яшма, и город золото чистое подобен стеклу чистому.
И построена стена его из ясписа, и город - золото чистое, подобное стеклу чистому.
Параллельные места по «Цитата из Библии»: [Spoiler (click to open)]Откр.21:11 Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Откр.21:19 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, Откр.21:21 А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло. Климент Александрийский [1]: И то знаем мы, что Иерусалим небесный стеной из драгоценных камней окружен (см. Откр.21:18 и далее); а двенадцать ворот этого небесного города, из драгоценных камней сложенные, означают, думаю, повсюду слышимый голос апостолов. Драгоценные камни имеют разные цвета, это-то в них и драгоценно; остальная земная материя, ценности не имеет; и с правом город святых - это здание духовное, символически представляется окруженным стеной из таких камней; в великолепии же цветов камней, в неподражаемости их, нужно видеть славу Духа Святого, непроходимость и святость Его существа. Апрингий: Яспис (см. Откр.21:18), тускло мерцая зеленым, являет стыдливый лик девства, чтобы ты понял, что Господь наш Иисус Христос соединен со всяким зданием города и что это тело, происходящее от плоти Девы, восстает для укрепления всей стены. Город был чистое золото, подобен чистому стеклу (Откр.21:18). В чистейшем золоте, которое очищено жаром огня и тем приведено в должную пробу, мы признаем лик святых, которые испытаны в печи страстей и жаром искушений и тем самым стали чистыми силой Господа. Для того они сравниваются с чистым стеклом (см. Откр.21:18), чтобы ты почувствовал чистую лучезарность блаженства в них. Примасий: Кто не знает, что золото отлично от стекла ценностью и разнится цветом? И хотя нет ничего нового в том, что золото символизирует Церковь, которая часто описывается украшенной золотыми светильниками и чашами из-за ее служения Премудрости, удивительно то, что чистое золото уподобляется чистому стеклу (см. Откр.21:18). Я полагаю, что обозначаемое здесь - это то, о чем сказал апостол: «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1Кор.4:5)». Ибо в стекле нет ничего внутреннего, что было бы незаметно снаружи. Поэтому книга, возвещая о том времени, когда помышления друг друга станут досконально известны людям, пожелала смело сравнить золото со стеклом (см. Откр.21:18). Что бы ни было тогда в мыслях у святых, оно будет сверкать красотой украшений мудрости… Однако теперь, как не выдается кто-либо добродетелью, никто из человеков не знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем (1Кор.2:11). Григорий Великий [2]: Что же тогда мы понимаем под золотом и стеклом (см. Откр.21:18), если не эту Небесную Страну, то общество святых граждан, чьи сердца взаимно друг с другом одновременно и светят с яркостью, и прозрачно чисты; ту Страну, которую Иоанн в Откровении видел, когда он сказал: «И стены его были из яшмы, а город был чистое золото подобен чистому стеклу (ср. Откр.21:18)», ибо, поскольку все Святые будут сиять в высшей яркости блаженства, он описывается как построенный из золота. И потому что их яркость сама по себе является взаимно открытой для них в груди друг друга, и когда совесть каждого видна в прозрачном сосуде, это описывается как чистое золото и чистое стекло. Ибо там ум каждого человека, находясь вне телесных границ, не будет скрыт от глаз своих товарищей, и внутренний мир будет виден, и каждый сможет мудро видеть другого, намного яснее, чем сейчас он может разглядеть даже себя. Но сейчас наши сердца, пока мы находимся в этой жизни, потому что они не могут быть видимы другим, заключены не в стеклянных сосудах, но в сосудах глиняных. Он же [3]: Под золотом в Священном Писании понимается иногда яркость Божественности, иногда великолепие Небесного Града, иногда милосердие, иногда яркость светской славы, иногда красота святости. Золотом обозначается сокровенная яркость Божественности, когда появление Жениха описано в Песни Песней: «Голова его - чистое золото (Песн.5:11)». Поскольку Бог является главой Христа, а среди металлов нет ничего ярче, чем золото, глава Жениха, как говорят, золото, потому что над Его Человеческой Природой сияет яркость Его Божественности. Опять же, под золотом понимается великолепие Небесного Града, как Иоанн свидетельствует, что он видел его, говоря: «Сам город был из чистого золота, подобен чистому стеклу (ср. Откр.21:18)». Говорится, что город состоит из золота и стекла, потому что золото может описать нечто яркое, а стекло - нечто ясное. Андрей Кесарийский: Устроение стены из ясписа (см. Откр.21:18) означает, как говорили об этом нередко, вечно цветущую и неувядаемую жизнь святых. Город - чистое золото (Откр.21:18) по причине светлости и честности его жителей. Тихон Задонский [4]: Видим, что в этом мире человек, где он ни живет и где ни находится, называется жителем или гражданином того города, в котором дом свой имеет, например, московский житель - москвич, новгородский житель - новгородец, и прочее. Так и истинные христиане, хотя в этом мире и находятся, однако же имеют город в небесном Отечестве, которого Художник и Строитель Бог (Евр.11:10). И называются гражданами этого города. Город сей - Иерусалим небесный, который видел святой апостол Иоанн в откровении своем: город был чистое золото, подобен чистому стеклу; улица города - чистое золото, как прозрачное стекло; и город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и Светильник его - Агнец (Откр.21:18,21,23). На улицах его непрестанно поется пресладкая песнь: «Аллилуия! (см. Откр.19:1,3,4,6)». В этот город не войдет ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр.21:27). А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Откр.22:15). Гражданами этого прекрасного и пресветлого города истинные христиане и называются, хотя и странствуют на земле. Там они обители свои имеют, уготованные им Иисусом Христом, Искупителем их. Туда они душевные свои очи и воздыхания возводят из своего странствования. Поскольку в этот град не войдет ничто скверное, как мы выше видели, очистим себя, возлюбленный христианин, от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2Кор.7:1), по увещеванию апостольскому. И да будем мы гражданами этого пресветлого города, и, уйдя из этого мира, удостоимся войти в него, благодатью Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же слава с Отцом и Святым Духом вовеки. Аминь. Николай Сербский [5]: То, что золото есть лишь символ истины, а не сама истина, ясно следует из закона, запрещающего поклоняться золоту и считать его божеством. Это же следует из слов Иоанна Богослова, когда он описывает небесный город. Апостолу Иоанну было видение небесного Иерусалима, и он видел, что стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу (Откр.21:18). Так как духовный мир не может быть создан из вещественных материалов, то золото здесь означает не обычное золото, но истину. А истина со всех сторон чиста и прозрачна. Именно поэтому прозорливый апостол Иоанн и говорит о золоте, что оно подобно чистому стеклу (Откр.21:18), ибо имеет в виду не обычное золото, а истину. Аверкий Таушев [6]: Стена города построена из ясписа (см. Откр.21:18), символизирующего собою Божественную славу (см. Откр.21:11) и всегда цветущую и неувядающую жизнь Святых. Сам город был из чистого золота, подобного чистому стеклу, в знак честности и светлости обитателей его.
[1] Педагог, кн.2, п.12. [2] Моралии на Иова, кн. 18. [3] Моралии на Иова, кн. 34. [4] Сокровище духовное, от мира собираемое. [5] Символы и сигналы, гл.4, п.8. [6] Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова.