И из уст его изыде оружие остро, да тем избиет языки: и той упасет я жезлом железным, и той перет точило вина ярости и гнева Божия вседержителева. (Откр.19:15)
И из уст Его выходит меч острый, чтобы в нём Он поразил народы, и Он будет пасти́ их в посохе железном; и Он топчет точило вина́ ярости гнева Бога Вседержителя.
И из уст Его исходит меч острый, чтобы им поражать народы. И Он Сам пасёт их посохом железным, и Сам топчет точило вина ярости гнева Бога Вседержителя.
Параллельные места по Синодальному переводу:
Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника". (Пс.2:9)
Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. (Ис.11:4)
"Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; (Ис.63:3)
Параллельные места по «Цитата из Библии»: [Spoiler (click to open)]2Фесс.2:8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего Ис.30:33 Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его. Ис.63:2-6 Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? 3 `Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; 4 ибо день мщения - в сердце Моем, и год Моих искупленных настал. 5 Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя - она поддержала Меня: 6 и попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их'. Откр.12:5 И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. Откр.14:17-20 И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. 18 И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды. 19 И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. 20 И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий. Откр.2:27 и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; Откр.1:16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. Откр.19:21 а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами. Откр.2:12 И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: Откр.2:16 Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Параллельные места дополнительно:
После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. (Дан.7:7,8)
Цезарий Арльский: Под «обоюдоострым мечом» (см. Откр.19:15) понимается власть Христа, которой защищаются праведные и наказываются неправедные. Под «жезлом железным» (Откр.19:15) мыслится Его справедливость, которой наставляются смиренные, а гордые разбиваются, словно глиняный горшок. А то, что Иоанн сказал: «Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» (Откр.19:15), означает, что топчет также и сейчас, когда позволяет злым преследовать благих и оставляет первых в их удовольствии; но потом воздает им, когда не покаявшихся отправляет в геенну. Апрингий: Сказано, что «из уст Его исходит острый меч» (Откр.19:15), который есть власть закона и строгость Судящего. Он сохраняет острие для правосудия, чтобы все разделять и полагать предел деяниям каждого. Наконец, Иоанн говорит: «чтобы им поражать народы» (Откр.19:15). Поражать - значит побивать, судить, освобождать, осуждать, оправдывать, исторгать, спасать <...> «Жезл железный» (см. Откр.19:15) - это учение силы, которой исправляются все народы и которая отчасти устраняет недостатки, отчасти вершит суд <...> Точило есть преисподняя, а вино есть приговор, которым подавляются и попираются те, в ком действует праведный гнев Божий. Примасий: «Острый меч» (Откр.19:15) означает или два Завета, или то, что мы читаем о Премудрости: «закон и кротость на языке у нее» (Притч.31:26), то есть суд и милость. «Жезл железный» (см. Откр.19:15), в свою очередь, означает прямоту несгибаемого правосудия <...> Как отделяемое при молотьбе от мякины зерно сохраняется в амбаре, так и силою давления в точиле обычно предусмотрительно отделяется вино от кожицы и косточек или масло от осадка. Пророк имел в виду это, говоря: «выкопал в нем точило» (Ис.5:2). Это происходит в Церкви, когда поднимается гонение или происходит какое-либо иное бедствие. Ибо некоторые, словно осадок, опускаются в непоправимом падении, в то время как другие благодаря изрядной вере сияют более ярко. Андрей Кесарийский: «Оружие» означает наказание, которое постигает нечестивых грешников по праведному Суду повелением из уст Божиих. Они будут Им пасомы несокрушимым жезлом вечных мучений для пресечения их нечестия, чего не испытают святые, ибо, по слову Псалмопевца, «не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных» (Пс.124:3). Он топчет точило ярости, потому что Отец Сам «не судит никого» (Иоан.5:22), но Ему как Человеку предоставил Суд, который Он имел от начала по существу, как Сын. Экумений: Видение, давая точнейшее описание, помещает [меч] в уста. Этим обозначено, что все имеет бытие по Слову Божию и тот, кто в чем-либо преступает Его веления, не останется безнаказанным. «[Из уст же Его исходит острый меч], чтобы им поражать народы» (Откр.19:15). Какие народы? Те, которые сражаются на стороне антихриста против служителей Христа и определились под его начало. Сказано: «Он пасет их жезлом железным» (Откр.19:15). Ибо пожелал Господь, как самосущая Благость и Милосердие, пастушеским посохом утешения пасти те народы, о которых речь, и вести их к месту злачному, и питать их «на водах отдохновения» (Пс.22:2) [1]. Но поскольку они того не хотят, то будут «пасомы жезлом железным» (Откр.19:15), то есть острым и смертоносным. Ибо тех, кого не переделывает Слово, ожидает возмездие. То, что железный жезл острый и несет возмездие, показывает слова пророка, который, предвещая римскую власть [2], о которой Даниил говорил: «встань, ешь мяса много!» (Дан.7:5), - обратил к Богу слова: «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс.2:9). Но когда было подходящее время, Бог пас прежним жезлом, в последние же времена - этим. И «Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» (Откр.19:15). В Евангелии Господь говорит о Своем Отце: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Иоан.5:22). Стало быть, наиболее истинным образом сказано в книге Откровения, что Он «топчет точило вина ярости и гнева Бога» (Откр.19:15) - ибо Он через суд и воздаяние грешным исполняет Отчую волю, и наступает полнота праведного гнева Отца [3]. Феофан Затворник [4]: В Апокалипсисе Христос Господь, наименованный Словом Божиим, изображается так, что из уст Его исходит оружие острое, как видно, в знак решительности, скорости и непощадности праведного суда Божия и гнева, его сопровождающего; вследствие чего Он и зверя, и лживого пророка его, прельстившего многих знамениями своими, ввергнет в «езеро огненное, горящее жупелом» (Откр.19:15,20). Можно потому положить, что и у Апостола здесь (см. 2Фесс.2:8) убиение духом уст есть окончательное решение участи беззаконника низвержением его в ад. Аверкий Таушев [5]: «Из уст Его изыде оружие остро, да тем избиет языки: и Той упасет я жезлом железным: и Той перет точило вина ярости и гнева Божия Вседержителева» (Откр.19:15) - это меч Христов, в данном случае не столько как учителя (Откр.1:16), а больше как Царя, совершающего Свои суды, как оружие для наказания нечестивых (Ис.11:4). Они будут пасомы жезлом железным - это выражение взято из Пс.2:9; Ис.63:4,5 и объяснено в Откр.2:27; Откр.12:5.
[1] В Синод, тексте: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим. [2] Традиционное толкование образа четвертого зверя, о котором речь в Дан.7:8. [3] Ср. Ис.63:2,3. [4] Второе послание святого Апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам). [5] Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова.