И имеет на накидке и на бедре Его имя написанное; Царь царей и Господин господ.
И Он имеет на одежде и на бедре Своем имя написанное: Царь царей и Господь господствующих.
Параллельные места по Синодальному переводу:
Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные. (Откр.17:14)
Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. (Откр.19:12)
Параллельные места по «Цитата из Библии»: [Spoiler (click to open)]1Тим.6:15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, Дан.2:47 И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну! Фил.2:9-11 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Прит.8:15 Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; Прит.8:16 мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Пс.71:11 и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему; Откр.19:13 Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: `Слово Божие'. Апрингий: Христос - начало, Христос - основание, на котором строит Павел-архитектор. Христос - добрый пастырь, «который жизнь свою полагает за овец» (Иоан.10:15). Христос - «глава всякого начальства и власти» (Кол.2:10). Он - глава Церкви. Потому сказано: «мужу глава Христос» (1Кор.11:3), что Он есть глава Церкви. Следовательно, Он есть отец, потому что в Нем через крещение рождаются заново народы всей земли. Бедро Его, на котором написано имя Его, - это верующие, которых Сын Божий, то есть Христос, пожелал назвать сынами благодаря усыновлению через веру. Одежда Его - это воспринятое человечество, и поскольку [Христос -] одна ипостась двух сущностей, мы признаем Божество в одежде, то есть в Таинстве Господнего Тела. Говорится, что на одежде тела написано имя Его: «Царь царей и Господь господствующих» (Откр.19:16). Это потому написано на Его бедре, что все, кто через веру, как мы сказали, названы сынами, тогда засвидетельствуют неутомимым исповеданием, что Он - «Царь царей и Господь господствующих» (Откр.19:16). Андрей Кесарийский: Имя «Царя царей» указывает на нераздельность естеств по воплощении, когда Он пострадал плотски, будучи Богом, и, будучи Человеком, есть Царь царей, то есть царствующих над страстями, Господь господ, то есть получивших власть над грехом при содействии Христа, Господь тех, кто получит Царство в будущем веке. Экумений: Одежда иносказательно обозначает плоть Господа, наделенную разумной душой, согласно святым ангелам, говорящим у Исайи: «Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? Оно сплошь покрыто истоптанным [виноградом]» (Ис.63:2). А бедро обозначает рождение во плоти, ибо написано в книге Бытия: «Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его» (Быт.46:26). Стало быть, иносказание, предъявляя написание на одежде и бедре о том, что Еммануил - Царь всех, указывает, что Слово, объединившись по ипостаси с плотью, претерпев плотское рождение от Девы, ничуть не меньше пребывает Царем и Господом всех на небесах и на земле и не становится меньшим по достоинству из-за вочеловечения. Ибо Он и в таком образе был, есть и будет Бог. Аверкий Таушев [1]: «И имать на ризе и стегне Своем имя написано: Царь царем и Господь господем» (Откр.19:16) - это имя, свидетельствующее о Божественном достоинстве носителя его, было написано на бедре, то есть на царском плаще, около той части тела, при которой, по обыкновению восточных народов, висел меч на поясе. Примечание: Из того, что имя Царя царей и Господа господствующих написано на одежде можно заключить, что речь идет о воплощении Слова Божия (см. Откр.19:13), о Богочеловечности Христа. «Слово стало плотию» (Иоан.1:14) для того, тобы мы могли облечся в Него, как в одежду. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27). А написание имении Иисуса Христа на бедре, где обычно висит меч, говорит о том, что призывание имени Иисуса Христа в молитве является победоносным оружием для ведущих духовную брань. Какую великую мощь дает воину Христову непрестанная Иисусова молитва!
[1] Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова.