Оглавление.
14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
- И# ѓгGлу лаодікjйскіz цRкве напиши2: тaкw гlетъ ґми1нь [и4же є4сть ґми1нь], свидётель вёрный и3 и4стинный, начaтокъ создaніz б9іz: (Откр.3:14)
- И ангелу лаодикийския Церкве напиши: тако глаголет аминь, свидетель верный и истинный, начаток создания Божия: (Откр.3:14)
- KaЬ tТ ЋggЎlД t°w ¤n LaodikeЫ& ¤kklhsЫaw gr‹con: T‹de lЎgei х ѓAm®n, х m‹rtuw х pistтw kaЬ Ћlhyinсw, І ЋrxЇ t°w ktЫsevw toи yeoи:
- И вестнику в Лаодикии церкви напиши; Это говорит Аминь, Свидетель верный и истинный, Нача́ло создания Бога;
- И ангелу церкви в Лаодикии напиши: Так говорит Аминь, Свидетель верный и истинный, Начало творения Божия:
Параллельные места по Синодальному переводу:
- Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; (Кол.1:15)
Параллельные места по «Цитата из Библии»:
2Кор.1:20 ибо все обетования Божии в Нем `да' и в Нем `аминь', - в славу Божию, через нас.
Кол.2:1 Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти,
Кол.4:16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.
Ис.55:4 Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам.
Ис.65:16 которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, - потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.
Иер.42:5 Они сказали Иеремии: Господь да будет между нами свидетелем верным и истинным в том, что мы точно выполним все то, с чем пришлет тебя к нам Господь Бог Твой:
Откр.1:11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
Откр.2:1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:
Откр.1:5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею
Откр.19:11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.
Откр.22:6 И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре.
Откр.3:7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит:
Параллельные места дополнительно:
- Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. (Откр.3:21)
- Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. (Исх.3:14)
- Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; (Прит.8:22)
- Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. (Иоан.1:3)
- Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь. (Рим.11:36)
Викторин Петавииский:
Также этот разряд, седьмой класс, являет людей состоятельных, верующих, обладающих положением, но верующих, как люди состоятельные, которые толкуют Писание в опочивальне, а вне дома никто не знает, являются ли они таковыми. А именно, они хвастаются, утверждая, что знают все; отличаются самоуверенностью, свойственной образованности, но пусты в делах. И потому Он говорит им, что они не холодны и не горячи, то есть они ни неверующие, ни верующие, ибо являются всем для всех. И поэтому тот, кто не холоден и не горяч, неизбежно тёпл, так что вызывает рвоту: «и извергну тебя», - говорит, - «из уст Моих» (Откр.3:16). Поскольку рвота ненавистна и ни от кого не скрыта, так и подобного рода люди, когда отвергнуты [Богом]. Но так как [сейчас] время покаяния, Он говорит: «Советую тебе купить у меня золото, огнем чищенное» (Откр.3:18) - то есть если сможешь каким-либо образом претерпеть что-то во имя Господне.
«Глазною мазью помажь глаза твои» (Откр.3:18) - то есть чтобы свободно постигнутое через Писание ты стремился исполнить на деле. А поэтому если такие люди от великого падения обернулись бы к великому покаянию, то они не только могут быть полезны себе, но в состоянии принести пользу многим. И Он обещал им не скромную награду, а восседание на троне судьи
[1].
Примасий:
Я думаю, надо рассмотреть, почему здесь стоит Есть и Аминь. Аминь - потому что говорят, что это переводится как истинно или верно, что, бесспорно, в этом месте надо сводить к той сущности Божества, говоря о которой, Бог сказал Моисею: «Так скажи сынам Израиля: Тот, Кто Есть послал меня к вам»
[2].
Он же:
Истинно, так как было предсказано, что в лице единого Христа будет воспринята также и человеческая природа, [автор] далее говорит: Который есть «начало создания Божьего». Под началом создания Божьего, естественно, должно понимать Христа Господа благодаря таинству воплощения, от лица Которого в Писании сказано: «Господь создал Меня началом путей своих»
[3], и апостол говорит: «имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и [имея] великого Священника» (Евр.10:19-21), и так далее. Ибо Он Сам - и путь, и цель, и начинатель, и свершитель, и альфа, и омега, - Сам и начало, до Которого ничего не было, и предел, Которому никто не наследует в Царстве.
Андрей Кесарийский:
Открытое Ангелу Лаодикийской церкви
Верностью означается истина Христова, а еще точнее - Он Сам, как Истина самосущная. «Начаток создания» (Откр.3:14) сказано вместо «Царство и начало всего», господствующее над тварями. Ибо начало или начальство создания означает изначальную и несозданную, предначинающую причину.
Беда Достопочтенный:
Лаодикия может означать либо любимый народ Господень, либо тех, что были извергнуты с блевотиной. Ведь о некоторых было сказано: «Извергну тебя из уст моих» (Откр.3:16), о других же: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр.3:19). С греческого же это название переводится как праведный народ.
Экумений:
«Начало создания Божия» (Откр.3:14). Точно так же набросилась бы христоборная шайка ариан на высказывание, будто через эти слова представлена тварность Сына. Но не станем мы придавать внимания их кощунственным речам. Следует посмотреть, нет ли в каком другом месте Писания чего-либо подобного, чтобы кто-нибудь мог сделать сходные выводы из рассмотрения сходных мест. Мудрый апостол говорил о Сыне, когда писал колоссянам: «Он - начаток» (Кол.1:18), «рожденный прежде всякой твари» (Кол.1:15), а не - «сотворенный первым». Сказал и пророк: «из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» (Пс.109:3), но, очевидно, - не «творение Твое». Ведь и Соломон утверждает: «прежде всех холмов рождает Меня» (Прит.8:25)
[4]. Святой Григорий в своем [втором] слове о Сыне истолковал изречение «Господь сотворил Меня началом путей Своих» (Прит.8:22)
[5] как относящиеся к телу Господа, которое было одушевлено в соответствии с разумом; а выражение рождает он относил к Его Божественности
[6]. Итак, коль скоро все учили о единородном Слове и Сыне, что Он рожден, а не сотворен, что же Он хочет сказать в настоящем случае, когда говорит: «начало создания Божия» (Откр.3:14)? Ничего, кроме того, что Тот, Кто возглавляет создание Божье, обладает и началом всего. Ибо, поскольку Отец сотворил все через Сына
[7], по достоинству Творец и Создатель всего Тот, Кто произвел все из несущего в бытие, правит над тем, что Им произведено.
Аверкий Таушев
[8]:
Существует мнение, что семь церквей означают семь периодов жизни всей Христовой Церкви от ее основания до кончины мира:… 7) Лаодикийская церковь - последняя, самая страшная эпоха перед кончиной мира, характерная равнодушием к вере и внешним благополучием.
[1] См. Откр.3:21.
[2] См. Исх.3:14.
[3] См. Притч 8:22.
[4] В Синод, переводе: Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов.
[5] См. Прит.8:22. В Синод. переводе: Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони.
[6] См. Григорий Богослов, «Слово 30-е», Собрание творений, т. 1 (Москва: ACT, 2000): 521-522.
[7] Ср. Ин.1:3; Рим.11:36.
[8] Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова.