История Турции и политическое происхождение Эрдогана показывают, что антиамериканская риторика, взятая турецкими властями после подавления переворота, просто не может означать смену глобальной турецкой стратегии. Это всего лишь тактическая, ситуационная смена поведения турецкой правящей элиты, как и замирение с Россией. Глобальная же стратегия - это отказ от кемализма, т.е. от компактного, национального, светского государства, ради новой экспансии, которая на протяжении столетий следовала за периодами «сжатия».
Это же подтверждают и новости последних месяцев, согласно которым 24 августа началось танковое наступление турок на занятый террористами ИГ (запрещено в России) город Джераблус, на севере Сирии. Несмотря на официальные заявления Анкары о «миротворческих» целях вторжения, ясно, что данные действия лежат в русле обсуждаемой нами стратегии расширения тюркского мира.
В ходе этой операции, получившей название «Щит Евфрата», турецкие войска совместно со «Свободной Сирийской армией» (оппозиционной официальному сирийскому правительству Башара Асада) заняли Джераблус. 6 сентября, в ходе встречи лидеров России, США и Турции в рамках саммита G20, Владимир Путин и Барак Обама поддержали действия Турции по «ликвидации террористической угрозы» близ своих границ в Сирии. Важно подчеркнуть, что ради экспансионистских целей, Турция готова одновременно «дружить» как с Россией, так и с США, хотя ещё недавно допускала сначала антироссийскую, а затем антиамериканскую риторику. Но этим всё не кончилось.
Источник Уже 7 сентября, Эрдоган заявил о намерении продвигаться ещё дальше вглубь Сирии. «У ИГ самый главный центр - Ракка. Обама сказал мне, что хочет что-то вместе с нами сделать с Раккой. Мы ответили, что с нашей стороны никаких проблем нет. Мы предложили, чтобы наши военные собрались и обсудили вопрос, как это сделать», - передаёт слова турецкого лидера газета Hurriyet. Эрдоган добавил, что Турция «должна показать, что существует в регионе» и не имеет права сделать шаг назад. То есть цель операции «Щит Евфрата» теперь уже не террористы на турецкой границе и даже не сирийские курды, которых Турция воспринимает как тех же террористов, а сама Ракка, о которой ранее умалчивалось.
И несмотря на то, что в тот же день, согласно сообщению РИА Новости, «Газпром», по дипломатическим каналам из Анкары, получил первые разрешения на реализацию «Турецкого потока», уже вечером на официальном сайте Министерства иностранных дел РФ появилось настороженное заявление:
«МИД России выражает серьезную обеспокоенность в связи с продвижением турецких войск и поддерживаемых ими военизированных формирований сирийской оппозиции вглубь территории Сирии. Обращаем внимание на то, что эти действия осуществляются без согласования с легитимными сирийскими властями и без одобрения со стороны Совета Безопасности ООН. Тем самым ставятся под сомнение суверенитет и территориальная целостность Сирийской Арабской Республики. <…> Призываем Анкару поставить эти задачи выше сиюминутных военно-тактических целей и воздерживаться от шагов, чреватых усилением дестабилизации обстановки в САР».
Итак, мы видим, что в силу исторических и политических предпосылок, турок вовсе не так сильно интересует ИГ, курды или Асад. Глобально их интересует экспансия и расширение своих границ.
Суть же противоречий внутри самой турецкой элиты, заключается в борьбе за лидерство в построении нового турецкого государства. Нет особо принципиальной разницы, кто именно из турецкой актуальной элиты в этой борьбе победит: националисты из «Серых волков», суфии и представляющие их Гюлен с Эрдоганом, или кто-то ещё. Будет ли Турция стремиться стать новой Османской империей с исламом в качестве государственной религии, или «Великим Тураном» (сторонникам которого также не чужд ислам), включающим территории всех тюркских народов, - для нашего рассуждения не так важно. Важно понять само это стремление к экспансии.
При этом выбранная Турцией политика такова, что не позволяет точно охарактеризовать её как сильно проамериканской или резко антиамериканской. Эрдоган нисколько не ограничивает себя в критике в адрес США:
https://ria.ru/syria/20160923/1477673124.html и, вместе с тем, с удовольствием пользуется помощью Штатов в войне в Сирии:
https://ria.ru/world/20160928/1478060792.html Кроме того, прагматическая турецкая политика стремится усидеть сразу на всех стульях:
https://ria.ru/economy/20160929/1478135359.html https://ria.ru/economy/20160928/1478043066.html России, в данной ситуации, остаётся пользоваться временным потеплением русско-турецких отношений, извлекая из этого все возможные выгоды. Однако не стоит надеяться на фундаментальный союз с Турцией. И надо, наконец, привыкать учитывать в обсуждениях существующие и неотменяемые «константы» политики тех или иных государств и народов.
Специально для
eotperm.ru Первая часть Вторая часть Третья часть