Что может подорвать американо-турецкие отношения?

Sep 29, 2016 17:14



После неудавшегося переворота в Турции 15-16 июля 2016 года, от турецких властей то и дело поступают обвинения в адрес некоего Фетхуллаха Гюлена и его организации, якобы захватившей значительную часть турецкой военной элиты, и напрямую причастной к путчу.


Эрдоган лично неоднократно требовал от американцев выдачи Гюлена, угрожая ухудшением двусторонних отношений. Вот одно из последних таких заявлений: «Мы передали и продолжаем направлять американским властям свидетельства (виновности Гюлена в попытке путча 15 июля). Мы стратегические партнеры, мы вместе в НАТО. Отдайте нам Гюлена и дайте нам его судить. Но они (США) говорят, что это решит суд. <...> Турция не может ждать решения американского суда».

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3646988

Пока американцы не торопятся выполнить требования Эрдогана, в Турции проходят масштабные чистки в рядах военнослужащих, связанных с организацией Гюлена.

Масштаб этих чисток действительно впечатляющий. Вот что передаёт ТАСС: «Число находящихся под арестом в Турции в рамках расследования деятельности "Террористической организации фетхуллахистов" (ФЕТО) исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена к настоящему времени составило 32 тысячи человек. Об этом сообщил в среду в эфире телеканала NTV министр юстиции Турции Бекир Боздаг».

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3659507

Кто же такой Гюлен?

Фетхуллах Гюлен (родился 27 апреля 1941 года) принадлежит к богословской турецкой суфийской семье. Он получал религиозное образование у авторитетных суфийских наставников. По мнению большинства экспертов за Гюленом стоят мощные религиозные группы, глубоко укоренённые в турецкую теневую элиту, но вынужденные в течении XX века существовать на нелегальном положении. Это суфийские ордена - тарикаты, с религиозной деятельностью которых боролся выдающийся турецкий реформатор и создатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк.



Мустафа Кемаль Ататюрк

Однако светская форма современной Турции, а также исключение всякого религиозного вмешательства в дела государственной политики, т.е. то, чего так долго добивался Ататюрк, сегодня уже не являются абсолютными.

Фетхуллах Гюлен, имеющий прямое отношение к истребляемым светской властью Ататюрка суфийским тарикатам, полагает делом своей жизни возврат к прежней исламской Турции. Нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган также явно не является сторонником кемализма. Его наставником был основатель политического ислама Неджметтин Эрбакан, бывший премьер-министр Турции (1996-1997). Эрдоган, являясь политическим наследником Эрбакана, предельного антикемалиста, одновременно считается, также как и Гюлен, членом одного из суфийских тарикатов. Эту его связь неоднократно подчёркивали авторитетные исследователи и эксперты. Противоречия Гюлена и Эрдогана вызваны борьбой за право возглавить построение новой исламской Турции. В итоге, Гюлен был вынужден бежать из Турции после прихода Эрдогана к власти, при полном содействии этому побегу американских спецслужб.

С тех пор Гюлен проживает в США, в добровольном изгнании. Однако от этого положение его отнюдь не ухудшилось, но напротив, он, то и дело, признаётся крупнейшими рейтинговыми изданиями влиятельнейшим человеком в мире. Роль ЦРУ в его карьерном взлёте заметна при самом поверхностном изучении вопроса.

Вероятно, именно извинения Эрдогана перед Россией 27 июня стали поводом для попытки переворота 16 июля. Дело в том, что турецкая агрессия, с ликвидацией российского военного самолёта, то есть военного самолёта ядерной державы, может быть оправдана только крупным международным заказом на последовательное наращивание конфликта, и сбитый Су-24М, на самом деле, должен был стать только первым звеном в исполнении этого заказа. Понятно, что заказчиком были Штаты, горячо поддержавшие рост напряжённости. Однако внезапные извинения Эрдогана перед Россией означали, что заказ был принят, оплачен и… сорван. Именно тогда, 16 июля, произошла попытка реального уничтожения недобросовестного исполнителя.



Было бы логично поставить куратором переворота давнего противника Эрдогана Фетхуллаха Гюлена. Плотно вписанный в спецслужбистские американские сети Гюлен вполне мог использовать возможность для осуществления собственного проекта исламизации турецкого государства. США же, в свою очередь, вполне могли использовать удобного политического эмигранта, имеющего определенные связи среди турецких суфиев, но лишённого президентских возможностей, чтобы вернуть русско-турецкие отношения к прежней конфронтации, разумеется, крайне выгодной Штатам.

Гюлен, таким образом, является элементом, способным подорвать турецко-американские отношения и вывести их за черту допустимого сотрудничества, например, в сирийской войне. С прагматической точки зрения, оторвать турецкую политику, и без того становящуюся достаточно самостоятельной, от американского влияния, представляется крайне выгодным для России. Что на самом деле стоит за русско-турецкими отношениями после попытки военного переворота в Турции, рассмотрим в следующий раз.

По материалам статьи «Эрдоган и не только»

Первая часть
Вторая часть

Фетхуллах Гюлен, Турция, Россия, политика

Previous post Next post
Up