Дэн Симмонс. «Эндимион. Восход Эндимиона»

Apr 17, 2017 03:54





Дэн Симмонс. «Эндимион. Восход Эндимиона»

«Мы снова попадаем в мир ИскИнов, космических Бродяг, и великой реки Тетис, пересекающей множество миров. Трое отважных странников путешествуют по бесконечной реке в поисках овеянной легендами Старой Земли, и в тяжелом, смертельно опасном плавании им помогает таинственный Шрайк - Повелитель Боли и Ангел Окончательного Искупления..»

Издательство: АСТ
Страниц: 976

"Эндимион" вместе с "Восходом Эндимиона" (тут как с "Гиперионом" и "Падением Гипериона" - тома разные, но книга суть одна) - что-то вроде продолжения событий "Гипериона". Причем оно даже и не "вроде", а точно ведь продолжение, но по ряду причин я все же склонен называть ее "вроде продолжением".

Потому как и места вроде те же, и некоторые действующие лица те же, и события отстоят не очень далеко от событий "Гипериона", и даже Шрайк остался, но... но все же это не то. Хотя, признаюсь, начало книги мне очень понравилось: и связь четкая со старыми событиями, причем логически вытекающая, и ход развития сюжета сразу же начинается интересный, внезапно противоположный, неожиданный из финала "Гипериона", и снова крестоформы, и сразу новый интересный герой: капитан де Сойя - ну, как-то неплохо все вроде. Вроде.

Несмотря на то, что весь "Эндимион" - это сплошная движуха, приключения и боевик, все равно это смотрится неплохо, особенно "Эндимион". А вот в "Восходе Эндимиона" я уже начал немного "плыть". Поступки и поведение обоих ГГ (Рауля и Энеи) начали сильно раздражать. Рауля автор постоянно пытается выставить этаким увальнем, практически не могущим думать, а Энея слишком уж выпендривается, чуть ли не каждая ее реплика сводится в конце к чему-то вроде: "Ты ничего не знаешь, Джон Сноу, а объяснять я тебе сейчас ничего не буду, ибо не могу/не хочу/ты не поймешь". Нет, ну всякое можно понять в целях поддержания интриги, но когда интрига подобным способом поддерживается на протяжении всех 970 страниц мелким шрифтом, то реально задалбывает.

Но это все бы ничего, но вот когда начали потихоньку раскрываться сюжетные тайны, тут-то потихоньку полезли уныние и разочарование: задумка оказалась очень чахленькой. Коварство Техно-центра какое-то простенькое, да и вообще он какой-то уныленький получился, глупый и ни на что не способный. Возмущение героев происходящим какое-то очень уж наигранное. Интриги власть имущих какие-то наивные и простенькие. Под конец книги как-то начинаешь воспринимать большую часть всех телодвижений главных героев совсем ненужной, усложненной и затянутой. Но это все цветочки, на самом деле.

Самое-самое противное в "Эндимионе" - это то, что ради построения его сюжета автор без зазрения совести перечеркивает выводы и события "Гипериона"! Вот в "Гиперионе" под конец книги была куча разных диалогов, выводов, объяснений, отличнейший финал... а тут выходит кучка новых героев и начинается: "ой, да тот чувак все не так понял", "ой, а другой чувак все наврал", "ой, а этого вообще никогда не было", "ой, а с чего вы взяли, что тот главный герой _умер_? мало ли, чего он там _лежал_?" - на этом месте я уже просто матом взывал к автору, ибо он просто натурально охренел. Да-да, автор издевается: он просто берет и оживляет некоторых умерших персонажей, причем оживляет без особой на то необходимости и без особой правдоподобности, просто выдавая детские тезисы типа: "не сказано, что был мертв, значит, мертвым мог и не быть". Ну вот нахрена, а? Если так хотелось озвучить что-то недосказанное старым героем, пусть бы это был очередной рассказ истории, старые воспоминания, еще что-нибудь - это смотрелось бы очень в духе книги и было бы отлично. А так выглядит как дешевка и издевательство над читателем.

Пожалуй, у меня даже набрался целый список позиций, которые мне в Эндимионе не понравились:

Не понравилось:
- опопсовел стиль повествования, все слишком линейно и бодренько: сплошной боевичок и экшн; на ум постоянно лезла Матрица и Терминатор-3, но Эндимион был написан гораздо раньше означенных фильмов, посему, наверное, это даже неплохо;
- все притянуто за уши, прямо с самого начала, весь сюжет, с того самого перемещения в будущее; поначалу кажется нормальным, а как появляются объяснения, то если так прикинуть, то с хрена ли все так сложно при таких-то безграничных возможностях? даже если Энея еще молода, так ведь есть на фоне силы, позволяющие решить все проблемы за полстраницы;
- дико выбесили описанные выше перевирания и переделки книги-оригинала ("Гипериона") ради построения продолжения сюжета в новой книге;
- оживление умерших в старых частях персонажей без _очень_ веских на то причин - это позорище; лично мне испортило впечатление очень сильно; в общем, этот пункт полностью отравил чтение, пусть даже это и не влияло на ход истории вообще;
- кстати, вытаскивая из чулана ненужных персонажей, автор как-то несправедливо задвинул и лишь вскользь упомянул других персонажей, с которыми вообще непонятно, что сталось - это опять же попахивает авторским наплевательством на финал предыдущей книги;
- дико выбешивал описанный выше стиль общения Энеи с нежеланием все объяснить сразу, когда у нее спрашивают;
- опопсовел Шрайк - и это уже непростительно; в Гиперионе у него была цель, здесь он так - просто пацан на побегушках; вот зачем его вообще трогали?
- на фоне опопсовения Шрафка вводятся новые крутые махины, которые мне показались ну очень уж крутыми, слишком крутыми, при, что интересно, нулевой результативности своей деятельности;
- увы, обоснование крестоформов не понравилось совершенно; то, из-за чего они выставлены вселенским злом - какая-то очень слабенько.
- финал не понравился: все так всполошились, у всех взыграла совесть, а из-за чего, собственно? [спойлер!]ну убили они кое-кого там... и что? Ну, Папа -- мудак, ну, Техно-Центр -- мудаки -- и что? из-за чего весь шорох? Это же наивно, что все-все-все вдруг вот преисполнились благостных чувств. Толпа не может забить на такой _жирный_ для себя интерес ради глупенького идеала и минутного возмущения. Финал Гипериона насколько честнее и правдободобнее;
- ну и последнее: выбешивающий пример недосказанности Энеи, эпизод "2 года и энцать месяцев" - это вообще сюжетный ход ради сюжетного хода - иначе и назвать это не могу; слишком очевидно при внешней сложности, и при этом _ни одной причины_ делать это именно так и тогда.

Чтобы не заканчивать на унылой ноте, стоит упомянуть и понравившиеся моменты:
- продолжение истории с некоторыми старыми героями;
- очень интересное развитие сюжета с крестоформами;
- интересные новые герои.
- просто тот факт, что есть продолжение "Гипериона" - тоже плюс. :)

Но в целом, все же, автор старался, пыжился, выдавливал из себя второй "Гиперион", но у него не получилось. Не помогло даже переизвращение собственного же шедевра. Оценка по частям: "Эндимион" - 4, "Восход Эндимиона": 3+. Все вместе потянет на 4-. Пожалуй, чтобы не портить впечатление о "Гиперионе", можно и не читать "Эндимион", но если хочется продолжения, то, в принципе, почитать очень даже можно. Хватает раздражающих вещей, но с ними можно уживаться ради интересной книги.

Книги, Дэн Симмонс

Previous post Next post
Up