Я только что разместил серию больших постов о правилах логического рассуждения (в трёх частях). Это
часть 1 -- исчисление высказываний,
часть 2 -- исчисление предикатов, и
часть 3 -- теорема Гёделя о полноте исчисления предикатов. Комменты в основных постах отключены. Обсуждение можно проводить здесь; все посты и обсуждение являются общедоступными.
Reply
Впечатление в корне неверное - такое утверждение именно строится, выписывается ЯВНО. Более того, доказательство теоремы Геделя отвечает требованиям интуиционистской логики, так что это действительно фундаментальный факт, от которого не отмахнуться. Интересней другой вопрос - а не являются ли такие утверждения в какой-то мере неинтересными, периферийными? Как-то этот вопрос в ЖЖ обсуждался и приводились математические утверждения, возникшие не в логике, в традиционной математике, которые не доказуемы и не опровержимы в породившей их теории. Так что и загнать на периферию теорему Геделя не получается.
Reply
> традиционной математике, которые не доказуемы и не опровержимы в породившей их теории.
Очень интересно! А не могли бы Вы дать ссылку или пояснить, что это за утверждения и как они связаны с теоремой Гёделя?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Задачку о компании из 6 человек с удовольствием порешал :) Необходимость привлечения неких утверждений о бесконечных множествах для доказательства комбинаторных фактов (хотя и замысловатых) кажется удивительной, тем более, что это утверждение о небходимости само является теоремой.
Наличие "узлов" в бесконечности -- хорошая метафора. Правда, в физике появление бесконечностей считается указанием, что что-то не учтено. Иногда выяснение того, что же не было учтено, ведёт к новым физическим эффектам. Но в целом проблемы с бесконечностями в физике кажутся куда более банальными, чем в Вашей науке.
В целом Ваш пост был поучительным. Я разыскал в Вашем архиве посты о теореме Гёделя и надеюсь почитать на досуге.
Reply
Когда противоречие уже найдено, теория становится нетинтересной. Но рассматривать её всё равно можно. Я на это обращаю внимание вот почему. В математике при обучении господствует стиль "запретов". Типа: нельзя извлекать корень из отрицательного числа! Нельзя возводить уравнения в квадрат! Здесь самое главное подразумевается. Я бы везде заменил "нельзя" на "можно, но ...". В плане методики преподавания (к которой я имею отношение) это существенно ( ... )
Reply
Reply
Reply
> резонанса из той же серии.)
Да, примерно так. Только в случае резонанса каждый школьник знает, что надо учесть трение и тогда бесконечность исчезнет, а вот в квантовой теории поля никто толком не знает, как избавиться от бесконечностей и о чём они "сигналят".
> Я имел в виду прежде всего бесконечность в "основаниях", представление о ней.
Было бы любопытно, если бы анализ математических оснований прояснил бы и какие-то физические проблемы. Пока что физики скептически относятся к таким идеям :)
А вот objetos irreais физика не удивишь - вон в квантовой механике спорам о том, что такое "реальность", не видно конца :) Правда, там они к "бесконечностям" вроде прямого отношения не имеют.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment