Очень старое кино. Очень странное кино.

Jan 29, 2023 10:10


...с одной стороны - совершенно не вовремя и некстати, с другой - почему бы и нет? давно ведь собиралась написать, но скорее всего так и не собралась бы, если бы...

(дальше будет очень длинно и непонятно, но это тот случай, когда если непонятно, то и не нужно)

...если бы мне не принесло ссылку на фильм «Сен-Жюст и сила обстоятельств» в улучшенном ( Read more... )

картинки, кино, много слов, С дальнего берега давнего прошлого

Leave a comment

eleonored February 3 2023, 14:25:36 UTC
Ох! - оказывается, целую неделю не заглядывала в фленту своего ЖЖ - а тут!...
Ваши рассуждения требуется обдумать - и пересмотреть фильм, чего уже давно не делала...
И - мне кажется. у вас получается отчасти сформулировать, чем именно меня не утраивает статичный образ, созданный Патрисом Александром: это сложнее, чем в отношении Линды или Томсона (я кажется говорила, что в образе Робеспьера я принимаю - в большей или меньшей степени - образы, созданные и Жаном Негрони, и Пьером Ванеком, и Войцехом Пшоняком, и Анджеем Северином, и Луи Гаррелем... - но с образом Сен-Жюста...)

Всё это требуется осмыслить - а потому для начала - вот источник описанной сцены - письмо Сен-Жюста к Демулену (его придётся вставить в следующий коммент!) - что называется, почувствуйте разницу... (про Бабёфа и Лорагэ - сейчас найду у Далина и в первом томе)

Reply

eleonored February 3 2023, 14:27:01 UTC
Сен-Жюст - Демулену[1]
<май 1790 г.>

Сударь ( ... )

Reply

eleonored February 3 2023, 14:27:52 UTC
Комментарии ( ... )

Reply

faellerin February 3 2023, 16:13:03 UTC

Элеонор, здравствуйте! Спасибо большое за информацию - у меня очень нестабильная связь и ЖЖ грузится через девять раз на десятый, но я сейчас скопирую и перечитаю внимательно.
(пока коммент отправлю, а если получится. чуть позже еще напишу)

Reply

faellerin February 3 2023, 16:36:56 UTC

Спасибо еще раз! папоротники, стало быть?:) Ок, папоротники так папоротники)) но ощущение от описания этой сцены - все-таки совсем не то, что от видеоряда с маками, да еще и дважды повторенными...

Особенно, если смотреть фильм свежим взглядом (или - попытавшись встать на позицию "неподготовленного зрителя") и оценивать только то, что происходит в кадре. То есть - если предположить, что зритель вообще ничего не знает об историческом, реальном Сен-Жюсте (да и Робеспьере, и всех остальных) - то... что за историю ему рассказывают, собственно? О чем - и о ком?

(для меня лучший экранный Сен-Жюст - наверное, Кристофер Томсон все-таки, а Робеспьер - Жан Негрони; но, конечно, в любом случае все это интерпретации, а у меня тут вот... интерпретация интерпретации)) это не про то, "какими они были на самом деле")

Reply

eleonored February 3 2023, 18:08:58 UTC
Да, Катарина, ощущение совсем не то! - потому и отправила... - хотя на маки Сен-Жюст сам режиссёра натолкнут - Тарквинием...
И да, речь именно об интерпретации(ях)! - вот и сейчас - решила перечитать отзыв Анастасии Кравец - на её паблик ВКонтакте я недавно давала ссылку в ЖЖ... - и то, что фильм способен вызывать столь разные ассоциации, - не свидетельствует ли, что фильм хорош!
У меня с фильмом наверно более сложные отношения, чем у кого-либо ещё из соотечественников: я знала о нём за несколько лет до 89-го - мне были подарены листы из Humanité Dimanche, где была статья и несколько фотографий. - И когда в программе ТВ увидела - очень сильно ждала, а такое ожидание накладывает отпечаток на первое впечатление - тем более когда в голове уже сложились некоторые образы...
А Томсон меня вообще раздражает - как раз, пожалуй, тем, что с своим актёрским обаянием - создаёт одномерный и очень тенденциозный образ... - И вот интересно, что могло бы получиться у Нильса Шнайдера, если бы Шоллёр взялся за продолжение фильма...

Reply

faellerin February 3 2023, 19:41:13 UTC

Лично для меня Томсон - это, в первую очередь, "Дерзайте!" Энергия вот эта. Нильс Шнайдер этот "тест" тоже легко проходит (и вообще весьма хорош - жаль, что его так мало); Патрис Александр... Как по мне - нет, не то.

А "Сила обстоятельств" у меня, в итоге, прочиталась как история несостоявшегося ученичества. Не то что даже не сложившегося, а именно несостоявшегося - потому что невозможно научить того, кто учиться не хочет и не способен, "в полную чашку ничего не нальешь" - а из этой чашки аж через край переливается... И это тем более обидно, что ученичество-то предлагалось - предполагалось - в самом хорошем и правильном формате: когда учитель стремится к тому, чтобы ученик его превзошел. Но увы.

Это если вкратце.

Reply

eleonored February 4 2023, 05:22:25 UTC
Хм! - не исключу, что Томсон мог бы достойно сыграть Сен-Жюста! - при соответствующей драматургии и режиссёрских задачах... - но вот образ в фильме Хефрона - это набор фейков и дурных штампов... - (В отношении Томсона у меня нет вашего бэкграунда - но вот. скажем, в отношении Депардьё мне после Дантона всегда приходится начинать с преодоления раздражения...)

А Патрис Александр... - я уже упомянула статичность образа... - Но вот что касается Сен-Жюста исторического... - стадию личного ученичества он, как мне представляется, прошёл ещё до Конвента, в Комитете он с Робеспьером давно на равных, - но вот при этом готовность и способность учиться, воспринимать уроки, которые даёт жизнь, та самая сила вещей (такая конструкция, между прочим, дважды у Пушкина встречается!) - демонстрирует постоянно до самого конца! - И вот в чём мне представляется сложность актёрского воплощения образа исторического Сен-Жюста: внутренняя сложность и страстность - при едва ли не ещё большей, чем у Робеспьера внешней сдержанности и холодности в облике античной ( ... )

Reply

faellerin February 4 2023, 08:46:01 UTC

>>не исключу, что Томсон мог бы достойно сыграть Сен-Жюста!

...но шанс был упущен. Томпсона - как и всех остальных - "загнали в сценарий", а сценарий там... одно избиение Демулена в темном переулке чего стоит, не говоря уж про "восьмодевятое термидора". Но в рамках этого сценария (а иногда, такое чувство, почти вопреки воле режиссера) Томпсон делает, что может - и не так уж мало, как по мне. Кроме "силы дерзать", он демонстрирует удивительную деликатность и стойкую, искреннюю привязанность по отношению к своему старшему коллеге и - здесь это вполне очевидно - другу. Вот решил он, что этот человек ему важен и дорог - и будет с ним до самого конца; переведет взгляд на Декларацию - и тут же обернется, посмотрит глаза в глаза: "Я здесь. Я с тобой. И мы, по крайней мере, кое-чего достигли".

(...и как тот же самый момент показан в "Силе обстоятельств"... впрочем, не рискну даже предположить, какая версия ближе к реальности)

>>Но вот что касается Сен-Жюста исторического

Я такой... жирной двойной чертой отделяю персонажей "Силы ( ... )

Reply

eleonored February 4 2023, 17:49:08 UTC
...к сожалению, Томсон появляется только в фильме Хефрона - а Северин и Меццоджорно (кажется, правильно написала!) - у Энрике, чьё отношение к Революции значительно более... взвешенно, что ли - при всей идеологической не-нейтральности... - но вот в этом плане: *он демонстрирует удивительную деликатность и стойкую, искреннюю привязанность по отношению к своему старшему коллеге и - здесь это вполне очевидно - другу.* - и далее - думаю, стоит пересмотреть фильм - как я иногда пересматриваю отдельные сцены с Северином...

Я такой... жирной двойной чертой отделяю персонажей - не только фильмов: к примеру, в фиках Пауля - при его литературном мастерстве и неплохом в целом владении матчастью - очень сильно раздражает...

А вот что там за статуарностью исторического Сен-Жюста... - Нодье, даром что тогда сам ещё мальчишка, отмечает позднее его стремление сотворить себе новый характер благодаря чуждым его натуре обстоятельствам, - и его молодость как будто позволяет ему практически постоянным самоконтролем поддерживать этот образ... - А ( ... )

Reply

faellerin February 4 2023, 22:14:42 UTC

Элеонор, простите, я "перепрыгну" на первый уровень комментов - https://faellerin.livejournal.com/98994.html?thread=354482#t354482 - а то оно уже начинает в угол забиваться, не очень удобно...

Reply


Leave a comment

Up