В СМИ часто путают два понятия - долгопростаивающие вагоны и профицит вагонов. Иногда, например, пишут так "количество "лишних" вагонов составляет около 200 тыс.- это долгопростаивающие вагоны, с которыми более 30 суток не производилось ни одной грузовой операции".
Здесь есть небольшая путаница. Под профицитом (согласно известным
Методическим рекомендациям), понимается разница между двумя расчётными величинами - потребным и наличным парком (см, об этом, например
здесь или
здесь). А под "долгопростаивающими", обычно понмается, не расчётная величина, а фактическая величина вагонов двух категорий - "на станциях отстоя на путях общего пользования" и "непроизводительно простаивающие порожние вагоны на путях необщего пользования (свыше 30 сут)". И если первая величина - профицит обычно озвучивается в СМИ со ссылкой на РЖД в объёме около 200 тыс. вагонов, то вторая - существенно меньше. Ещё раз подчеркну, что профицит - это расчётная величина, определяемая на основе определённого концепта, а вот эти "долгопростаивающие"- это просто фактическое количество вагонов, которое можно узнать просто наложив определённые фильтры в выборке- например, выбрать все вагоны на путях необщего пользования, которые простаивают без грузовых операций в течении 30 суток. РЖД часто говорит, что именно эти - "долгопростаивающие" вагоны и мешают эксплуатационной работе сети железных дорог. Какова же величина этих "мешающих" вагонов: На прошедшей конференции журнала "РЖД-Партнёр" в докладе исполнительного директора СОЖТ И.Санковского были приведены (со ссылкой на РЖД) данные об этих долгопростаивающих вагонов- в среднесуточном измерении (среднесуточная цифра за 12 месяцев 2023 г.).
Ниже я привожу два слайда из этой презентации и вы можете увидеть, что количество вагонов этих двух категория составляют соответственно 5,4 тыс. единиц на станциях отстоя на путях общего пользования и 23,1 тыс. единиц "непроизводительно простаивающие порожние вагоны на путях необщего пользования (свыше 30 сут)". Итого, в сумме 28,5 тыс. единиц. Из них 3,8 тыс. ед - это полувагоны, чуть больше 5 тыс. платформы (без учёта фитинговых), 27 тыс. ед - цистерны. Таким образом, упоминаемый некоторыми экспертами тезис, что полувагоны- это тот род подвижного состава, который в основном и "забивает" транспортные артерии, поскольку "стоит без дела", то бишь без грузовых операций - поэтому нужно их национализировать и централизовать их управление, судя по статистическим данным РЖД - совершенно неверен.
Причём, доля этих долгопроставающих от всего наличного парка - всего 2,2%, а доля долгопростаивающих полувагонов от всех полувагонов составляет 0,6% (3,7 тыс. из 612 тыс- напомню, что это данные за 12 мес.2023 г-среднее арифметическое из 12 показателей 12 месяцев).
Таким образом ссылаться, что именно полувагоны- это именно то, что мешает работе сети РЖД в свете этих данных становится даже как-то неудобно.
Ниже- два слайда с упомянутой презентации.