В прокат вышел фильм про Янку Дягилеву "На тебе сошёлся клином белый свет".
Пошёл сегодня его посмотреть. Увы, имя самой яркой поэтессы русского рока то ли забыто, то ли помнят его так мало людей, что все, кто хотел фильм уже посмотрели и в кинозале на 150 мест было два зрителя, да и то, одна (пожилая женщина с попкорном) ушла после 30 минут просмотра. Потом зашёл ещё один зритель, посмотрел минут 15 и тоже ушёл.
И действительно, фильм нельзя назвать удачным. Режиссер -Игорь Поплаухин -попытался скрестить два жанра - байопик и артхаус, в итоге получилось «не рыба, не мясо».
Те, кто ждал байопика- ждали объяснения мотивов и логики поведения героев (и, разумеется, главное - мотивов и причин гибели главной героини), описания событий, но ничего этого там нет. Только дрожащая камера, размытые кадры, лица в расфокусе и обрывки диалогов Янки с окружающими. Те, кто пришёл на артхаус- увидели, что есть конкретная живая героиня, и просто самовыражаться с дрожащей камерой- недостаточно, потому что у героини есть некоторая загадка биографии - причина смерти и нужно на неё ответить, разгадать. Если бы героиней была абстрактная другая девушка, можно было бы сказать, что вот режиссёр и автор сценария показывают некоторую картинку, некоторый образ, и это был бы по своему интересный артхаус. Но поскольку героиня не абстрактная девушка, а вполне конкретная с конкретной судьбой, то воспринимать фильм как самовыражение режиссёра - не получится. Ты ждёшь ответа на те вопросы, которые ставит биография реальной Янки. Но ответов на те вопросы, которые ждёт зритель (или хотя бы попыток ответа) - в фильме нет.
Понятно, что снимать одновременно и фильм-байопик рок-панк-певицы и при этом избежать шаблонов трудно, но ведь тому же Серебренникову удалось "Лето".
Здесь же, в фильме "про последний день жизни певицы Янки Дягилевой" (как указывалось в анонсе) режиссёр попал в ловушку - снимать традиционное биографическое кино, по-видимому не хотел, потому что собственно Янка его не очень интересовала (по фильму видно, что собственно история Янки режисёру и сценаристам глубоко не интересны, это просто повод найти человека в биографии которого есть нестандартный финал- самоубийство), а сделать артхаусное кино про абстрактную певицу не получалось, потому что личность Янки слишком крупная, для того, чтобы её настолько игнорировать.
В итоге режиссёр (и сценарист) не смогли - что называется - справиться с управлением транспортным средством.
Впрочем, во всём фильме есть один кусочек, который (в отличие от остального фильма) не оставляет зрителя равнодушным. Это песня Янки, которая звучит в момент, когда идут титры.
Да, титры режиссёру, определённо удались.