>современная демократия и современный авторитаризм, за редчайшими исключениями вроде талибов, КНДР или каких-нибудь людоедских режимов черной Африки, - это две формы одного и того же общественного устройства.
А как насчёт главенства права? Вроде как в левоавторитарных проектах попасть в руки "самому справедливому суду в мире" за критические высказывания намного выше, чем в обыденной западной стране.
Так ведь и нет в природе внятной альтернативы, кроме "талибов, КНДР или каких-нибудь людоедских режимов черной Африки", а пару десятков лет назад - людоедских режимов белой Европы. Потому что единственная альтернатива "маленькому человеку" - это "большие человеки", наступающие маленькому человеку на горло и как сомнительное утешение, предлагающие вместо вкусной еды какие-то идеи - то есть всевозможные кровавые диктаторы, те же корейские талибы и прочие "общества идеи
( ... )
Ну я, собственно, примерно о том же, просто "с другой стороны". Разве что с одним не соглашусь - с тем, что "единственная альтернатива "маленькому человеку" - это "большие человеки", наступающие маленькому человеку на горло и как сомнительное утешение, предлагающие вместо вкусной еды какие-то идеи". В наиболее симпатичную мне историческую эпоху - примерно с середины 19 века до 1МВ - как-то получалось давать "маленьким" - маленькое, "большим" - большое. Одни строили броненосцы и железные дороги, создавали колониальные империи и изобретали телефон и аэроплан, другие - торговали в лавочках, пили пиво и женились на богатых вдовушках. Я, конечно, слегка идеализирую, но тем не менее... Кончилось это, правда, плохо: "большие" таки подмяли под себя "маленьких". Сегодня, однако, наблюдается обратная картина. Тоже не радует, признаться.
Мне кажется, мы часто склонны идеализировать ту эпоху (сер. 19в. - 1МВ) по той причине, что знаем о ней по историческим и литературным источникам, созданным как раз "большими" людьми. Волей-неволей мы смотрим на вещи в значительной степени с их точки зрения. Мне кажется, что "большие" подмяли под себя "маленьких уже тогда, точнее намного раньше, но и тогда это сохранялось. Не хочу своей "социальной критикой" выглядеть марксистом-ленинцем, тем более, что им не являюсь, но по-моему тогда торговля в лавочках, питье пива и женитьба на богатых вдовушках не охватывала "широких масс населения". А эти самые массы частенько голодали, холодали, были подвержены произволу "больших", в общем, жили в скотских, рабских условиях. И если мы будем смотреть на вещи с точки зрения "среднеарифметического гражданина", а не "большого", то наверное наши времена куда гуманнее и лучше, будь то в европейских демократиях или в более или менее авторитарных режимах, смягчённых "обезболивателем" потребления. Может быть, когда нибудь люди будут их вспоминать с таким
( ... )
Да, расслоение тогда было сильнее. Сейчас социальное неравенство больше определяется географически ("золотой миллиард" - остальной мир). И скотство и рабство никуда не исчезли, они просто несколько отдалились от нас. В этом смысле в Европе, скажем, действительно стало лучше. Но о балансе я бы все же не говорил. "Большое" в общественной жизни явно рассыпалось на кусочки. Крупных социальных проектов сейчас просто нет, популярных идеологий, по большому счету, тоже, мифы, довлевшие над сознанием общества на протяжении большей части 20 века, распались, что не так уж и плохо, если учитывать, сколько крови было пролито во имя этих мифов - но загвоздка в том, что на смену им не пришло ничего, кроме той самой анестезии потребления, о которой Вы пишете. Фукуяма, конечно, дурачок, но термин он выдумал правильный: история в том виде, в каком она существовала почти до конца прошлого века, действительно закончилась. Ждем, когда сочинится новая - если еще сочинится.
Comments 6
А как насчёт главенства права? Вроде как в левоавторитарных проектах попасть в руки "самому справедливому суду в мире" за критические высказывания намного выше, чем в обыденной западной стране.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment