"Иные люди до такой степени непостоянны,
что сидя одобряют одно, а стоя - другое."
- Томас Мор, УТОПИЯ
Я собралась написать художнике Сергее Калмыкове. Он-то как раз показался мне цельной и интересной натурой, а главное - верным избранному им пути. Он - да, верный. А вот как обстоит с его окружением, судьями так сказать - это к тому: "А СУДЬИ КТО?" и к тому, что сказал Томас Мор о таких "судьях"
Не буду голословной и прямо из википедии сюда перенесу два факта, говорящих об отношении к художнику в Казахстане, в столице которого Сергей Калмыков долго жил, творил и умер там же.
Сравните: «Литературный Казахстан» № 10, 1937 г., обзорная статья А. Орлова об одной из работ Сергея Калмыкова: "Голый, бездушный формалистический схематизм суть этой картины». Это в стране СССР было написано при жизни художника.
И через каких-то 70 лет, в 2008 году, в стране Казахстан выпускается монета с изображением другой, правда, но все же того же автора картины "БЕЗЫМЯННОЕ"
Добавлю, что за десять лет до выпуска монеты в Казахстане выпущена еще и марка с изображением картины Калмыкова "Фантастический натюрморт".
Сам Сергей Иванович Калмыков (1891-1967) писал о себе так: Трудно быть точкой, легко быть линией, ибо в нашем мире все движется.
Автопортрет
Сергей Калмыков родился 6 октября 1891 г.в городе Самарканд, Российская империя.
Художник, иллюстратор, декоратор, писатель, ушел из жизни 27 апреля 1967 года в возрасте 75 лет в городе Алма-Ата, СССР
А это художник опять о себе: У меня нет мании величия. Я очень скромен и беден. Обыватели представляют себе гения, наверное, так. Это величайшие оклады. Популярность. Растущая слава, деньги. Мы же, скромные профессиональные гении, знаем: гений - это изорванные брюки. Это худые носки. Это изношенное пальто.
И еще, но несколько в ином ключе: У меня черные волосы, сердце как у юноши, я неутомим! Беспокойный, устремленный, злой, всегда один в своих исканиях. Загадка века! Самый элегантный мужчина земного шара! Величайший деятель науки и искусства! Гений первого ранга межпланетной категории!
И опять, но уже о себе в Искусстве (или все же об Искусстве в себе?): Искусство - радость. Мы чувствуем, что руки наши свободны и все можем. Почему? Потому что не выходим из известных границ. В них мы свободны. Искусство налагает на нас границы - классицизм. Мы должны дышать классиками.
Сам же он из классиков любил Гойю и Бердслея и утверждал:
- "И Гойя, и Бердслей произвели на меня самое потрясающее действие, и я стал Сергеем Калмыковым!" - вот так он определил истоки своего творчества.
За кулисами цирка
Опять слова художника приведу:
"Проходит время сладострастия пола (давно пора), наступает время возникновения сладострастия зрения.(...) Каждая краска - особый ритм, всякий ритм - схема."
Написано 2 января 1933 года - ЛИРА
" Самые красивые и разнообразные ритмы и схемы дает нам только живопись."
Картины - не неподвижное здание, а находящийся в движении механизм. При рассмотрении картин следовало бы применять высшую механику и математику.
Лунная сюита
Не все, что движется от прошлого к будущему, движется вверх.
Я хочу превзойти Малевича и Кандинского. С интересом прочел их рукописи.
Вот представьте-ка себе, из глубины Вселенной смотрит миллион глаз, и что они видят? Ползет и ползет по земле какая-то скучная одноцветная серая масса - и вдруг как выстрел - яркое красочное пятно! Это я вышел на улицу.
Что мне какой-то там театр? Или цирк? Для меня вся жизнь - театр.
Навела меня на мысль разместить материал о Калмыкове Марина Бунаенко, спасибо ей за это, давно собиралась, да все что-то эти сборы отодвигало.
И еще несколько картин, наверное для тех, кто любит классически "правильную" живопись, чтобы все было похоже на то, с чего списывают и чтобы мастерство все равно не терялось при этом, чтобы без театра с присутствием яркой фигуры Сергея Ивановича Калмыкова, наверняка повлиявшего на знакомого уже нам Шавката, почти земляка Сергея...
Написано 2 февраля 1961 года
12 февраля 1967