Эрнст Неизвестный.

Feb 18, 2022 17:16









Разногласия с соцреализмом в институте возникали в первую очередь у фронтовиков. Многие из этих молодых людей были даже коммунистами, но их переживания, их жизненный опыт не соответствовали гладкописи соцреализма. Мы не теоретически, а экзистенциально выпадали из общепринятого, нам требовались иные средства выразительности. На меня выпала судьба быть одним из первых, но далеко не единственным." -  Эрнст Неизвестный


Эрнест Иоифович Неизвестныйродился в Свердловске (теперь Екатеринбурге) 9 апреля 1925 года, ушел из жизни 9 августа 2016 года в Нью-Йорке.. Член Латвийской академии наук
Его детство прошло в Свердловске, там он и делал первые шаги в таорчестве. Успел побывать на фронте, куда ушел добровольцем, при освобождении Вены был ранен, выжил. И сегодня уверен, что, не пройди он войны, не состоялся бы как личность, как художник.
В 1946-1947 годах обучался в Академии художеств Латвийской ССР в Риге, а затем, в 1947-1954 годах - в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, и был слушателем курсов на философском факультете Московского государственного университета. В 1955 году Эрнст Неизвестный становится членом секции скульпторов Московского отделения Союза художников СССР.,.

Война это:. Раненый солдат



Неизвестный солдат.

"Незадолго до смерти Сталина, - рассказывает Эрнст Неизвестный, - я получил временно в московском Донском монастыре мастерскую - восстанавливать рельефы взорванного Храма Христа Спасителя. И из остатков материалов начал делать «Концлагерь». Первой была маска молчания. И уже постепенно все превращалось в сталинский ГУЛАГ. Это были 1951-53 годы".



Мемориал невинным жертвам сталинского режима в Магадане.

Первая же демонстрация работ Неизвестного на молодежной выставке сопровождалась скандалом. «Экспрессивные скульптуры «Война это» и «Концлагерь» вызвали чудовищный гнев идеологических и художественных властей», - вспоминал скульптор. Ведь он воспринимал войну не как парад победы, а как трагическое, противоестественное человеку явление. И «Концлагерь» был не только образом фашистских лагерей. Этой работой скульптор открыл одну из главных тем своего творчества - тему жертв сталинских репрессий.



. Исход и возвращение. Скульптор Эрнст Неизвестный. Элиста. 1996г.



«Моя собственная история связана с борьбой за право художника на свободу быть самим собой», - утверждает Эрнст Неизвестный. Выдавленный в 70-е годы советскими властями за пределы родины, он уже много лет живет в Нью-Йорке. Делит время между двумя мастерскими: в одной работает над скульптурой и графикой, в другой - на океанском острове Шелтон, что в переводе с английского означает «убежище», - отливает памятники в бронзе. А вокруг этого убежища-крепости - парк скульптур: кентавры, кресты, герои мифов, фантастические растения...



"Эрнст Неизвестный и сам - фантастическая личность, универсальный талант, - считает известный поэт Евгений Евтушенко. - Он ведь всю жизнь пишет стихи. - Эрик - это и есть кентавр, говорит поэт и цитирует стихи своего друга, написанные в годы Второй мировой войны: «Пошли на работу - дразнить судьбу сквозь бесконечные, как смерть, бункера». Он всю жизнь эту судьбу дразнил, продолжает Евгений Евтушенко. А судьба ценит тех, кто дразнит ее на равных, играет с ней в эту опасную игру. И такие люди чаще всего выживают, проходят по минному полю и остаются живыми".













Кемерово Шахтерам Кузбасса

Неизвестному хоть и простили по молодости лет скандальные работы, но выставляться на время запретили. Так и протекала его жизнь в советские времена - в конфликте между внутренними художественными убеждениями и желаниями и внешними ограничениями. Кризис был неизбежен.



"Когда я был на грани самоубийства от безысходности, я работал как зверь - день и ночь, рисовал, тайно отливал фигуры на заводе, где был учеником литейщика, - вспоминает скульптор. - Я извел себя. Меня преследовали утопические идеи, например, создать «Снаряд времени», куда поместить все страдания, все лагеря, всех растерзанных войной людей, закопать это в тайге, а потом взять и застрелиться. И ночью мне приснилось «Древо жизни», а утром я его зарисовал. И это меня спасло. Форма «Древа», как и сама жизнь, может вместить все: и танцующего, и плачущего, и страдающего, и летающего, и падающего..."



Дерево жизни.



Дерево жизни Фрагмент

Итак, слово самому автору: «Основная моя работа - это огромный памятник, который условно мною назван «Древо жизни». Он содержит в себе тему дуалистического противоречия человека и природы, человека и второй природы, самого человека. Эта тема уже сама по себе полифонична. В 1956 году, когда я был в очень тяжелом состоянии и мне казалось, что мне больше не для чего работать, так как бессмысленно работать в никуда, без надежды выставлять, я задумался над своей будущей судьбой художника. И в одну ночь, это буквально было сразу, я во сне увидел «Древо жизни». Я проснулся с готовым решением. Правда, тогда «Древо жизни» состояло не из семи витков Мебиуса, а из одного витка. Но общая форма, форма кроны дерева и формы сердца была решена. Таким образом, я как бы увидел ночью сверхзадачу, которая примирила меня с моей реальной судьбой и давала мне, пусть хотя бы фиктивную, но модель, которая давала возможность работать в никуда, но для единой цели».
Бронзовая модель монумента была подарена правительством России Организации Объединенных Наций в честь ее пятидесятилетия в 1995 г.
«Древо жизни» находится внутри торгово-пешеходного моста «Багратион», соединяющего Кутузовский проспект и возводимый деловой центр «Москва-Сити».

Однако после публичного скандала с коммунистическим лидером Никитой Хрущевым, у которого Эрнст Неизвестный язвительно спросил: почему тот думает, будто хоть что-то смыслит в искусстве?.. После этого, когда власти поняли, что потеряли контроль над художником, Эрнсту Неизвестному посоветовали покинуть СССР. Лишь в 90-е годы художник вернулся на родину, стал приезжать, чтобы поставить новые памятники, показывать новые выставки. России он представил и свое видение Святого Писания, святого креста.



Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского "Преступления и Наказания".
"Когда я на человека смотрю, - говорит Эрнст Неизвестный, - нос и брови, если продолжить, то это крест. Птица летящая - крест. Любое дерево - я вижу крест. Крест - это моя любимая форма, ведь это человек. У меня есть даже «Крест человечества» - это не просто распятый, это распятые... Голгофа началась, она не прекращается".

Первым оценил эту мощную христианскую образность Ватикан, приобретя несколько распятий Неизвестного для своего музея. А в России помимо светских монументов и мемориалов скульптор создал один выдающийся надгробный памятник - своему гонителю Никите Хрущеву...

РГРК «Голос России»





Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского "Преступления и наказания" (1969 г.).



Портрет Достоевского



"Между крестом и топором"







Эрнст Неизвестный (из книги Б.Жутовского)
9 марта 1975 г. я поехал к Эрику в мастерскую на Хмельницкого. Несколько дней, как "Голос Америки" сообщил, что он эмигрирует. Мы не виделись уже месяца два, а мне хотелось сделать другой его портрет, первый не очень вышел. Мастерская вся заставлена, завалена скульптурой - всегдашнее ощущение невероятной работы. Теперь в центре дела - Мёбиус, его несколько моделей, все разговоры и идеи вокруг него. Лена в гипсе и пластилине. Эрик мается сидеть, но я уперся - и мы проработали-проговорили шесть часов. Теперь, 20 лет спустя, странно читать записи и вспоминать бывшее.

Э. - Ты знаешь, что я решил?
Я. - Ты всерьез?
Э. - Да надоело, пойми, если я сделаю еще хоть одну работу, как в Ашхабаде, я просто умру.
(В Ашхабаде Эрнст сделал барельефное решение фасада дома партархива, эдакий восточный орнамент во всю стенку).

- Они не дают поставить памятник Ландау 6 лет! Правда, теперь Капица создал комитет, и поставят. (Памятник действительно поставили в апреле 1975 года). Халтурин от страха перед моими скандалами дал мне договор на 30 тысяч. (Халтурин - это в те времена один из управителей изобразительным искусством. Нам, в России, вообще везет на фамилии - в то время "при искусстве" кроме Халтурина были еще Безобразова и Поцелуев!)

Я. - Ну и "забей" его. На них вывезешь бронзу.
Э. - Не дадут, замотают договорами, комиссиями... Я вернусь через два года, уже люди возвращаются.
Я. - Кто?
Э. - Не знаю сам. Но мне точно говорили.
Вернулся, но через 20 лет, первой выставкой в России, в Москве, и попытками сделать несколько памятников жертвам "усатой" бойни - в Магадане, Воркуте, Екатеринбурге, его родном городе Риге. Опять не везет. Страна развалилась. Рига - заграница. Убогие амбиции уральцев скопились в тупой антисемитизм. (Еврей из Америки будет ставить памятники нашим христианам!) В Воркуте нет денег, и только Магадан осилил весной 1996-го открыть памятник.

Мне иногда кажется, что ему так и остаться в истории скульптором мертвых - барельеф Крематория, надгробие Хрущеву, памятники на многих кладбищах Москвы (да, наверное, не только), теперь Магадан...

Э. - А ты знаешь, что с мамой сделали?

Я поехал домой, чтобы взять их согласие на мой отъезд, и отвез ей статью обо мне одного искусствоведа - мама попросила оставить ее перепечатать. И отдала машинистке.

На трамвайной остановке на нее налетела баба с криком: "Воровка, обокрала аптеку!" Милиция. Допрос.

- Это что?
- Белла Абрамовна просила перепечатать.
- Извините, но мы оставим...
- Но как же...
- Не беспокойтесь...
Приехала на работу, позвонила маме. Та в милицию.

Начальник: такой у нас не числится...

Это было 20 лет назад.
Теперь Эрика рядят в мантии Гуманитарной академии, он стал лауреатом премии России, слепил президента с драгоценными камнями и от имени России дарит модель своего Мёбиуса Организации Объединенных Наций. Но на пальцах от работы сходят ногти.



Биография Эрнста Неизвестного http://www.tonnel.ru/?l=gzl...

Эрнст Неизвестный, иллюстрации, графика, современное искусство, скульптура

Previous post Next post
Up