Александр Тышлер - живописец, график, театральный художник.

Mar 13, 2022 19:32



"Я никогда никого не слушался…" -
А. Тышлер



Александр Григорьевич Ты́шлер родился 14 [26] июля 1898 года в Мелитополе, закончил свой путь 23 июня 1980 года в Москве - советский живописец, график и театральный художник, скульптор. Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР. (1943). В 1917 году закончил Киевское художественное училище. После его окончания посещал студию А.А. Экстер в Киеве, где познакомился со Шкловским, Мандельштамом. Эренбургом. В 1919-1920-х годах Тышлер принимал участие в гражданской войне, был красноармейцем. Впоследствии пережитое им вошло в серию Махновщина (1920-1930-е).



Махновщина




Махновщина



Махновщина



Махновщина



Махновщина



Махновщина



Махновщина



Махновщина



На гражданской войне
Цикл "Махновщина" не является ни натурными изображениями, ни документальными - это передача внутреннего состояния людей в то жуткое время в жестокие годы гражданской войны. Война - это шок, это ужас, это потрясение и недоумение, и мы теперь сами с этим состоянием познакомились. Кто в большей степени, кто в меньшей, но только черствого истукана не волнует война, и только выродок может хотеть ее... Цикл создавался в несколько этапов: и в двадцатые, и в тридцатые...



Другой Цикл работ Александра Тышлера - это его МИРУ-МИР, или как еще называл его Александр Григорьевич - "Благовест"



Тышлер работал на протяжении многих лет театральным художником в разных городах страны. В 1930-е годы он был главным художником цыганского театра «Ромэн», а в 1941-1949-х - главным художником Московского государственного еврейского театра (ГОСЕТ). Его сценографические работы (более 100 спектаклей) вошли в историю советского театрального искусства ХХ века.



Театр



Цыгане













































































Из статьи с официального сайта ГМИИ (автор не указан):
Около 150 работ из наследия Александра Тышлера, одного из крупнейших отечественных художников ХХ века было подарено Отделу личных коллекций Ф.Я. Сыркиной, вдовой художника, искусствоведом, автором книг и многочисленных статей по театрально-декорационному искусству. Этот дар был осуществлен не случайно: именно здесь, в ГМИИ, в 1966 году состоялась персональная выставка художника. В здании Отдела личных коллекций прошла и монографическая ретроспективная выставка художника, посвященная его 100-летию (1998), а также масштабная выставка произведений художника из ГМИИ и частных коллекций (2017 год). В том же году был подготовлен каталог произведений А. Тышлера, хранящихся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, включая произведения из Отдела личных коллекций и Отдела графики.
Собрание работ Тышлера представляет практически все периоды творчества художника, а также те виды искусства, в которых он работал - это и живопись, и графика, и эскизы театральных костюмов и декораций, и деревянная скульптура. В собрании музея представлено 149 работ Тышлера - живопись, 10 деревянных скульптур, графика - рисунки, акварели и произведения, связанные с процессом работы над постановками: эскизы декораций, мизансцен, костюмов персонажей.
С середины 1940-х годов Тышлер пишет серии натюрмортов-портретов, в которых создает своеобразную гармонию человека и вещей. Одним из любимых образов Тышлера, начиная с 1940-х годов, становится женский портрет. Во многих из них голова женщины заключена в высокую конструкцию, напоминающую или шляпу, или клетку. Иногда эти сооружения бывают многоярусными, иногда - более простыми, и, вероятно, их происхождение связано с образом шезлонга-корзинки из Лирического цикла - они также обозначают замкнутое приватное пространство героини. День рождения (1973) - один из повторяющихся сюжетов: женский портрет с плоским головным убором, на котором установлены свечи. Нам известны еще по крайней мере два более ранних варианта этого цикла, относящихся к началу 1960-х годов (оба в частных собраниях).

Искусство Тышлера насыщено поэтическими метафорами, символами, аллегориями, иносказаниями. Созданные им образы несут в себе печать богатого воображения художника, романтической взволнованности. В 1950-е годы художник обращается к деревянной скульптуре. Из найденных в лесу веток рождаются сказочные образы - дриады, Дафны, невесты. Иногда дерево раскрашивалось художником, но чаще оставались естественные цвет и фактура.

Тышлер всегда был очень индивидуален, его творчество трудно отнести к каким-либо течениям и направлениям. Он был в числе немногих художников, кто не примкнул к линии социалистического реализма. Официально работая в театре с конца 1930-х годов, он почти не показывал своих работ публично. И только в 1960-е, в годы «оттепели», он смог открыто заниматься творчеством и показывать свои работы в выставочных залах Москвы.

http://artprivatecollection...

Другие работы А.Г.Тышлера.



Тышлер. Пейзаж. Вечер



Тышлер. Пейзаж. Верея.



"Тышлер Голубой Донбас"

Тышлер, графика, авангард, живопись

Previous post
Up